|
Напомним, что первая очередь нефтепровода КТК мощностью 28 млн т в год была пущена в эксплуатацию в августе 2001 года. Это строительство обошлось в $2,6 миллиарда. Общая протяженность трубопровода составляет 1580 км, из которых 1043 км проходит по российской земле. В прошлом году по нему было прокачено 22,5 млн т нефти, в 2005 г. КТК планирует довести объем транспортировки до 32 млн тонн. Планы же расширения системы предусматривают доведение ее пропускной способности до 67 млн т в год, что предполагает, в частности, сооружение 10 новых нефтеперекачивающих станций, дополнительных резервуаров и третьего морского терминала в Новороссийске. Стоимость второй очереди оценивается в $1,5 миллиарда. На собрании акционеров КТК в Астане в марте текущего года было достигнуто "окончательное взаимопонимание" относительно необходимости осуществления данного проекта. Однако дело застопорилось, поскольку российское правительство обусловило свое согласие выполнением 7 требований. В их числе – изменение структуры управления консорциумом, повышение тарифа на прокачку и его последующее варьирование для поддержания определенного уровня рентабельности эксплуатации трубопровода, принятие принципа "качай или плати", финансирование проекта расширения за счет внешних источников и другие.
Главное, чего добивалась Москва, это, конечно, участия в текущем управлении консорциумом, от коего правительства России, Казахстана и Омана, владеющие соответственно 24%, 19% и 7% акций КТК, в настоящее время отстранены. Другие 50% акций разделены между 8 частными компаниями. Из них самая большая доля – 15% – у Chevron Casрian Pipeline Consortium Comрany: ее материнская компания ChevronTexaco является оператором проекта КТК и проекта разработки Тенгизского месторождения. Представители ChevronTexaco фактически и заправляют делами консорциума. Смысл же российского предложения, согласно разъяснению пресс-службы Минпромэнерго РФ, "сводится к установлению справедливости, чтобы правительства России и Казахстана участвовали в повседневном управлении КТК в соответствии с их долей". По словам министра Виктора Христенко, "эксклюзивные права добывающих компаний должны быть замещены равными правами всех акционеров". Кстати отметим, что крупные пакеты акций КТК принадлежат также дочерним предприятиям "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" – соответственно 12,5% и 7,5%. Таким образом, совокупная российская доля в уставном капитале консорциума составляет 44%, и принятие требования о "равных правах" по существу равносильно установлению контроля над КТК со стороны правительства РФ. Поговаривают, что наших чиновников давно раздражало существование единственного в России частного нефтепровода, неподвластного "Транснефти".
Естественно, что акционеры КТК из числа западных компаний резко возражали против ключевых российских предложений, опасаясь именно "нарушения баланса интересов" в консорциуме в пользу российского правительства и не желая удорожания стоимости транспортировки добытой ими нефти. Тем не менее, в итоге они были вынуждены уступить. На прошедшей в начале июня в Париже 5-й ежегодной конференции "Саммит СНГ по нефти и газу: Россия, Украина, Каспий и Центральная Азия" гендиректор КТК Иэн МакДональд сообщил, что большинство вопросов по расширению транспортной системы Тенгиз – Новороссийск уже согласовано с российскими властями: "Мы достигли весьма значительного прогресса, выполнив или предложив варианты выполнения шести из семи требований, которые были выдвинуты правительством России в связи с планами расширения мощностей консорциума", – сказал МакДональд. В частности, акционеры КТК согласились увеличить тариф на прокачку нефти на $2,5 – до $30,38 за тонну, а также изменить структуру корпоративного управления: половину руководящих постов получат представители правительств и половину – представители частных компаний (конкретно, как и в какой форме это будет реализовано, пока не решено; МакДональд, например, говорит о "прикомандировании акционеров в руководство консорциума"). Единственным несогласованным пунктом остается требование Москвы ввести механизм варьирования тарифа на прокачку. Трудность в том, что принятие данного требования внесет существенный элемент неопределенности при разработке нефтедобывающими компаниями своих перспективных бизнес-планов.
Что же касается финансовых условий, уже согласованных с российским руководством, то, как отметил МакДональд, они означают существенное изменение исходного договора акционеров и позволяют сделать трубопровод КТК высокорентабельным, что сулит огромные доходы прежде всего России. Проект окончательного решения о расширении мощностей предполагается представить в сентябре-октябре с.г., и "если решение будет принято, то уже с начала 2007 г. можно будет начать работы". Глава КТК призвал российские власти "не сдерживать развитие этого проекта". После изменения структуры управления КТК у России "есть все необходимое для обеспечения своих интересов", поэтому "сейчас очередь российского правительства проявить гибкость".
А никто, надо надеяться, и не собирался "сдерживать". Просто России, против обыкновения, удалось отстоять свои интересы, несмотря на неблагоприятные сопутствующие обстоятельства (конкуренция с БТД). Есть, правда, один нюанс: чем рентабельней нефтяная труба, тем менее она привлекательна для нефтедобытчиков. Так что, когда труба не одна, финансовые аппетиты не грех и умерить.