|
Но я не собираюсь писать о моде, ни о высокой, ни о повседневной. Моя задача на этот раз – рассказать о магии плетения, которую девочки-подростки, да и мальчики тоже, как показывают мои личные наблюдения, чувствуют непосредственно и просто. Чувство, которое испытываешь во время плетения, почти не поддается описанию, как процесс медитации. Подбирая зернышко к зернышку, выпадаешь из мира необходимости и строгого принуждения и выныриваешь в мире интуиции и дивной свободы. Ты делаешь что хочешь, ты абсолютно спокоен и самодостаточен, ты подчиняешься только цвету и структуре рисунка, но ведь рисунок – это твое собственное создание, он вот прямо сейчас появляется под твоими руками, и подчиняться ему приятно. Ты творишь красоту – тихо так творишь, медленно, неспешно, и в процессе творения мир вокруг замирает и сам с собой примиряется...
Родиной бисера считают Древний Египет, выступающий в качестве исконной колыбели для всего, что имеет отношение к оккультизму: легендарная культура пирамид, как полагают, породила мистерии, герметическую философию, карты Таро, астрологию, точное познание загробной жизни, загадку сфинкса и прочее. Так что бисер с самого начала был в хорошей компании и притом чрезвычайно ценился – возможно, потому, что с помощью примитивных технологий довольно трудно было изготавливать мелкие бусины из непрозрачного стекла. У некоторых народов бисер считался меновой монетой. Например, за несколько низок бисера в Африке можно было купить раба. В средневековье лучшим бисером считался венецианский; к концу XVIII в. Венеция уступает первенство Богемии, и до сих пор чешский бисер является непревзойденным по качеству. Правда, в наше время с ним активно соревнуется бисер из Японии, и кто в конце концов одержит верх, неизвестно.
В России бисероплетение также пользовалось популярностью, и называлось оно низанием. Низали все – от боярынь до монахинь и дворовых девок, и богатство невесты измерялось количеством нанизанного на ее наряд бисера, а богатство церкви – количеством расшитых бисером предметов культа, бережно хранимых в ризнице. В XI в. внучка Ярослава Мудрого Анна основала в Киеве первую школу для послушниц, где девочек учили рукоделию, в том числе и работе с бисером. А в XIX столетии в Москве бисероплетение стало настолько популярным, что купчихи-рукодельницы даже представляли свои изделия на зарубежных выставках и получали за них награды.
Техники работы с бисером весьма разнообразны: это и плетение (или низание), и вышивка, и вязание, и тканье изделия на станке. Последнее мне лично наиболее по вкусу, поскольку изготовление на станке позволяет выплетать различные варианты геометризированных узоров, а геометрические символы относятся к самым древним и наиболее глубоко символическим. Треугольник, квадрат, круг – это элементы, из которых составлена буддийская мандала, являющаяся символом целостного мироустройства. Впрочем, совершенно не обязательно выплетать мироустройство на станке, который, кстати, очень легко изготовить собственными руками. Можно плести простые и красивые по цвету браслетики-фенечки, ожерелья, пояса и даже чехлы для мобильных телефонов. Бисер издает очень приятный звенящий звучок, когда мобильник ныряет в такой чехольчик.
Древнее искусство плетения и вышивания бисером стало оживать в середине 60-х годов прошлого века, а инициаторами этого были хиппи. Они ориентировались на индейские традиции вышивания и плетения из бисера, а также и на индейские верования, относящиеся к изготовленным собственноручно украшениям. Самое известное из них – это фенечки, которые, кстати, можно плести не только из бисера, но и из ниток, кожаных ремешков, да из чего угодно. Главное в фенечке – это ее предназначение, а предназначена она в первую очередь для дарения, что связано с индейской традицией потлача. Сначала нужно поносить фенечку самому, чтобы она пропиталась твоей энергетикой, а потом подарить ее на счастье тому, кто тебе нравится, и тем самым передать ему часть твоей энергии. Если подаренная фенечка потерялась или порвалась – это очень плохое предзнаменование, предупреждающее о нарушении дружеских уз.
Индейцы полагали, что изготовленная человеком вещь должна быть индивидуальна, потому что вышитый или сплетенный узор является символическим изображением личности своего создателя, его настроений и намерений, его достижений. Я знаю одного человека, который считает себя продолжателем индейских традиций: он разгуливает по улицам в индейской набедренной повязке ярко-синего цвета и пугает милиционеров, а также вышивает всякие этнические вещицы. Очень колоритный персонаж, действительно похож на индейца, хотя по происхождению – малороссиянин чистой воды, и зовут его Сергей. Он рассказал мне историю про человека из своей тусовки, который вышил рубаху, точь-в-точь повторив рисунок одеяния какого-то знаменитого индейского вождя. Но когда изготовитель с гордостью продемонстрировал свое изделие посетившему Россию современному вождю краснокожих, тот скривился и сказал: "Зачем повторять? То была его жизнь, а это – твоя".
Любопытно, что примерно такого же мнения придерживаются эвенкийские шаманы, которые тоже обильно украшают свои шаманские наряды вышивками из бисера. Само слово "шаман" произошло от эвенкийского "saman", и первые исследователи религии камлания побывали именно у эвенков (которых в позапрошлом столетии называли тунгусами). Костюм, в который облачается шаман для камлания, делается так, чтобы шаман походил на зверя или птицу, которые являлись для него чем-то вроде тотемного животного. Глаза, крылья, лапы и другие части тела животного вышивались бисером; кроме того, бисером вышивали символические орнаменты и рисунки, изображающие шаманскую картину мира. Причем у каждого шамана картина мира была до некоторой степени индивидуальна, потому что изображалась, например, не абстрактная идея Мирового Древа, по которому шаман совершает путешествия между мирами, а конкретные путешествия именно этого шамана.
Иначе говоря, медитативное ощущение участия в магии созидания собственной судьбы можно почувствовать только тогда, когда вышиваешь или выплетаешь бисером свой собственный, лично придуманный и индивидуально значимый символический рисунок. Если же плетешь чужое, пусть даже и очень красивое, магии может не получиться. Более того, может выйти qui pro quo, подмена понятий: вместо ощущения себя созидателем своей судьбы можно почувствовать себя творцом мира.
Между прочим, именно такая путаница описана в знаменитом романе Германа Гессе "Игра в бисер". В фантастической провинции Касталия собрались интеллектуалы, занимающиеся игрой в бисер – игрой в понятия, символы и идеи, порожденные всеми культурными традициями мира. Величайший Магистр Игры Йозеф Кнехт стал величайшим отступником и покинул Касталию, когда понял, что самые глубокомысленные умозрительные конструкции – "воспостроения мира", по выражению П.Флоренского – превращаются в пустые и мертвые схемы, если утрачивают связь с переживаниями реальной жизни. Самое худшее, что самим создателям подобных схем кажется, что они-то и являются упорядочивающими мир творцами. Между тем только подлинность настоящих переживаний, а не отвлеченная эстетика, является критерием подлинной красоты узора – таково кредо индейских и эвенкийских шаманов, вышивающих бисером.
В конце концов, человек двойственное существо, он одновременно является и бисеринкой в узоре, и создателем этого узора, и это явственно чувствуется во время плетения. В том-то и заключается магия бисера, которая почти недоступна – но очень желанна! – для современного человека, плотно замурованного в рамки социальных связей и необходимостей.