Павел Колобков: Для меня настало время переосмысления

Читать в полной версии →
На чемпионате мира в Лейпциге Колобков завоевал очередное золото и стал самым титулованным шпажистом планеты. Теперь он думает, что делать дальше: красиво и вовремя уйти или продолжить получать удовольствие?


ФОТО: worldclass.ru



Вчера на чемпионате мира по фехтованию, который в эти дни проходит в Лейпциге, мужская сборная России сумела занять только 5-е место в соревнованиях шпажистов. Без своего лидера – олимпийского чемпиона Сиднея и уже шестикратного чемпиона мира Павла Колобкова россияне оказались несостоятельны. Тридцатишестилетнего чемпиона попросили обойтись только личным зачетом ради "обкатки" перспективной молодежи с прицелом на Олимпиаду в Пекине. Павел обиделся и раньше уехал с чемпионата, но все-таки, думается, в глубине души Колобков понимает, чем руководствовались тренерский совет федерации и главный тренер сборной Сергей Колганов, принимая такое решение.
Впрочем, "Yтро" не берется искать правых и виноватых в этой ситуации, в конце концов, полковник Павел Колобков еще и вице-президент Федерации фехтования России, и уж ему-то истинные мотивы поступков руководства точно известны. Вместо этого "Yтро" поздравило Павла с его четвертой золотой медалью в личных соревнованиях. Она, кстати, стала не только шестой в его коллекции (вместе с командными), но и возвела его в ранг самого титулованного шпажиста планеты.

"Yтро": Что вы испытываете, став лучшим шпажистом в мире?

Павел Колобков: Вообще, каждая победа по-своему дорога, она всегда разная. Каждый раз это преодоление собственной слабости и усталости. Но в то же время, это не только преодоление себя – это еще и преодоление соперника. Я счастлив, что, выиграв свой первый чемпионат мира в 21 год, я и через 15 лет смог завоевать золото, уже четвертое. А победы – они все мне по-своему дороги.

"Y": Есть ли та, которая для вас ценнее прочих, и когда было приятней побеждать: в первый раз или сейчас?

П.К.: Я не делю свои победы на важные и не очень. Для меня они все дороги. Первая победа дорога сама по себе – это первый этап в развитии моей карьеры. Она заставила меня поверить в свои силы. Последняя же важна тем, что я доказал самому себе и, наверное, всем вокруг, что человек и в 36 лет может выступать на очень высоком уровне и даже побеждать, а возраст – это лишь состояние души. К тому же я доказал себе, что эпитет "ветеран" ко мне еще не подходит.

"Y": После своего выступления в одном из интервью вы сказали, что нынешняя победа – это "запланированный сюрприз". Значит ли это, что у вас самого были сомнения в успехе, или, может быть, не верило в вас руководство сборной?

П.К.: На любых соревнованиях я ставлю себе цель не попасть в тройку призеров или победить, а как можно дальше пройти по турнирной сетке. Если бы я каждый раз думал только о золоте, наверное, ничего бы не было. Основная задача – показать наилучшее фехтование именно в данный момент времени, в конкретном бою. Поэтому я не думал о победе на старте чемпионата. Конечно, выиграть – это мечта любого спортсмена, потому что если б этого не было, вообще не имело бы смысла участвовать в соревнованиях. Вот поэтому победа в Лейпциге – это "сюрприз". А "запланированный" – потому что я очень много работал, тяжело готовился, и все-таки по своему опыту, по своим фехтовальным качествам я, мне кажется, вполне оказался достоин этого результата. Хотя фехтование – это вид спорта, в котором очень многое решает случай. Настолько все тонко, что долго показывать стабильный результат, а тем более все время находиться наверху в нашем виде спорта вообще невозможно.

"Y": А история с красной карточкой, которую вам дали после замера оружия, – это что, определенная предвзятость судей?

П.К.: Нет, дело не в этом. Это скорее позиция Международной федерации фехтования. Для меня абсолютно необъяснимая. Я считаю, что некоторые пункты правил придумывают люди, которые очень слабо разбираются в фехтовании, они пытаются найти проблемы там, где их нет. К сожалению, некоторые судьи слишком буквально следуют этим правилам в ущерб фехтованию, при этом не разбираясь в тонкостях самого вида спорта. Да, формально судья мог дать и желтую, и красную карточку, но если подходить к этому строго по правилам, то красные карточки можно было раздавать всем шпажистам после каждого нанесенного укола. Почему в этот момент дали красную карточку именно мне? Наверное, потому что судья не очень хорошо разбирался в фехтовании. Таким вмешательством в ход поединка он просто портил бой. Но судья был из Египта – не самой, по-моему, фехтовальной страны.

"Y": Хочется, чтобы пореже такие "специалисты" встречались на пути российских спортсменов...

П.К.: Да, но никакой предвзятости там не было. Просто такие судьи очень боятся ошибиться. Они понимают, что за ними наблюдают, и поэтому совершают такие, можно сказать, глупости.

"Y": Нынешний чемпионат для вас стал и своеобразным возвращением в прошлое: из-за пропуска ЧМ-2003 и малого количества стартов в этом сезоне вам пришлось на нынешнем первенстве проходить сито квалификации. Насколько тяжело или, может быть, напротив, легко дались эти бои?

П.К.: В этом смысле я никаких проблем не вижу. Конечно, до этого мне не часто приходилось выступать на отборочных турнирах, но сейчас это было вполне объяснимо: я пропустил 2/3 сезона и не набрал достаточного количества рейтинговых очков. Поэтому я предполагал, что придется проводить дополнительные бои, и вся моя подготовка была спланирована из расчета этих нагрузок. Так что я не ощутил никаких проблем.

"Y": Сборная России поехала в Лейпциг отстаивать 10 титулов чемпионов мира. Но не смог подтвердить Станислав Поздняков...

П.К.: Это же фехтование! Здесь невозможно выигрывать все турниры. Даже такие великие фехтовальщики, как Станислав Поздняков, оступаются. Мы живые люди, а каждый наш бой ни на что не похож, в каждом очень много сюрпризов, есть своя тактика, люди растут и придумывают нечто новое. Просто невозможно все время находиться на вершине. Будут еще победы и на этом чемпионате мира, и на следующих соревнованиях, будут, к сожалению, и поражения, но в этом и прелесть спорта.

"Y": Если рассматривать ближайший резерв сборной, то можно говорить, что за спинами Колобкова и Позднякова есть не менее талантливые молодые фехтовальщики?

П.К.: Конечно, смена есть, но надо учитывать, что фехтование становится другим. Нельзя в полной мере заменить великих мастеров, да и не надо этого. Ребята должны прийти и в полный голос заявить о себе. В этом плане у нас достаточно много оптимизма. Фехтование в России есть. Есть и молодые фехтовальщики, которые проявят себя в ближайшем будущем. Тот же Алексей Якименко стабильно показывал на протяжении сезона хороший результат, и если б не досадная травма перед ЧМ, он бы мог выступить лучше. Хотя и третье место, безусловно, является прекрасным результатом. В общем, при должной работе будет и результат.

"Y": А вы сами долго еще планируете выступать?

П.К.: Я сейчас стараюсь далеко не планировать. Пока получаю радость от фехтования, я остаюсь на дорожке. Как только пойму, что это перестало приносить мне удовольствие, закончу. Сейчас как раз время для переосмысления того, что произошло, и того, что ждет меня впереди. Так что сейчас даже не могу сказать, продолжу фехтовать или уйду.

Елена ПРИХОДЬКО |
Выбор читателей