Горбатые киты слагают песни о планктоне

Читать в полной версии →
Человек – не единственный обладатель дара речи на Земле. Горбатый кит тянет свою песню, а океанологи слушают и записывают слова. Лексикон кита не намного уступает лексикону среднего англичанина




Человек, как выясняется, не единственный болтун на Земле, и теперь ему придется поделиться своим даром речи с одним очень умным и спокойным млекопитающим – горбатым китом. Ничего страшного, нечего жадничать, кит немногословен, рядом с ним даже молчуны-англичане – просто адские машинки по производству скороговорок. Он сядет тихонько в уголок, и будет мурлыкать себе под нос песни собственного сочинения. О чем ты поешь, горбатый? "Эх...", - только и вздохнет кит, и всем сразу станет ясно, что языковой барьер между человеком и морским млекопитающим огромен и неодолим.

Тем не менее, нашлись ученые, которым китовые песни показались весьма привлекательным материалом. О чем поешь, брат? – поинтересовались они у великана. "Ох..." Так, значит, либо "Эх", либо "Ох". А это уже целый фольклор получается! Ну, все по порядку.

Рюджи Сузуки из Массачусетского технологического института и его коллеги Джон Бак и Петер Так изучают народные песни млекопитающих у берегов Австралии уже давно. При этом Сузуки занимается нейронными сетями, Бак с Таком – дружные инженеры: никто лучше Бака не разбирается в электрических сигналах, а Таку нет равных в океанографии. Технари! Ну и что – это совершенно не мешает им работать бок о бок с настоящими океанологами.

"Песни горбатых китов (под словом "песни", разумеется, не следует понимать стройные мелодии – Н.М.) не похожи на язык людей, - разъясняет Сузуки, - но кое-что от языка в этих песнях все-таки есть". Сузуки еще недавно был студентом, и пока он смущается сенсаций. В начале марта сего года он опубликовал статью в вестнике Ассоциации физиков-акустиков Америки, в которой аккуратно изложил свою теорию о "лингвистическом характере звуковых сигналов горбатых китов". Статьей произвела бум в области "коммуникации животных": киты, конечно, и раньше подавали признаки разума, но дара речи никто не мог у них заподозрить. Ученые заинтересовались работой Сузуки, и среди прочих интересующихся были Бак и Так.

Объединив свои силы, они продолжили сенсационное исследование уже втроем. Идея Сузуки была проста: необходимо выделить в песне повторяющиеся фрагменты – "слова" – составить таблицу, и присвоить каждому "слову" особый смысл, и тогда люди получат ответ на вопрос, о чем же поет горбатый.

Важно отметить, что песня – единственный способ общения, доступный горбатому киту, ко всему остальному, по причине притупленного обоняния и осязания, он глух. Многовековые упражнения в пении сделали кита настоящим виртуозом, а его слог – изощренным и красивым. Но это не остановило Сузуки, Бака и Така.

Они отправились в Австралию, чтобы записать несколько песен, и, вернувшись с горой материала, принялись за работу. Еще в Австралии они спрашивали местных аборигенов, не имевших понятия о лингвистическом характере коммуникации морских млекопитающих, как, по их мнению, поют киты – сложно, доступно, красиво, дурно? Аборигены отвечали, что киты поют хорошо. Компьютерный анализ подтвердил результаты опроса: структура песен оказалась и в самом деле очень сложной, как принято говорить у океанологов, иерархической. "Нет, это не значит, что они разговаривают, как люди, - объясняет снова Сузуки, - и, все же, для морского млекопитающего это просто потрясающе!".

Песня представляет собой цепочку повторяющихся блоков, коротких и длинных, причем значение имеют не только сами блоки, но и то, как часто они повторяются. Кит может исполнять многочасовое рондо, в котором вновь и вновь звучат фразы из нескольких сотен блоков, перемежаясь короткими возгласами. Если средний англичанин передает в секунду около 10 бит информации, уточняет Сузуки, то кит со своими песнями приближается к 1 биту. Неплохой результат. А для морского млекопитающего...

"Я надеюсь, - заключает ученый, - что наши следования помогут разрешить многие проблемы в смежных областях науки, например, в теории эволюции..."

Николай МЕХ |
Выбор читателей