|
На этом фоне немного странным выглядит сделанное месяц назад заявление итальянского министра транспорта Алессандро Бьянки, который считает, что покупка Alitalia должна обойтись победителю тендера в €3 миллиарда. Часть этой суммы, по словам чиновника, пойдет на оплату собственно пакета (тогда речь шла еще о 39,9% акций), остальное - на уплату миллиардных долгов Alitalia. При этом рыночная капитализация компании на тот момент составляла менее €1,5 млрд, а сами участники тендера оценивали ее и того меньше. По данным агентства Bloomberg, все три консорциума инвесторов в середине апреля были намерены заплатить за одну акцию Alitalia примерно €0,5. Исходя из такой оценки, вся компания стоит менее €700 миллионов. К тому же, только 24 мая претенденты получили доступ к внутренней документации компании, и теперь им предстоит окончательно оценить всю глубину испытываемых ею проблем. Заявок от потенциальных покупателей итальянский Минфин ждет ко 2 июля.
Между тем итальянского перевозчика продолжает лихорадить не только на финансовом рынке, но и на кадровом. Компанию терзают постоянные забастовки сотрудников. Только в текущем месяце они случались дважды, последний раз - в минувшую среду. Тогда сама Alitalia отменила 400 вылетов; снять часть своих рейсов в Италию пришлось и многим перевозчикам других стран.
О том, что потенциальные покупатели не намерены раскошеливаться на многомиллиардные суммы, косвенно свидетельствует сообщение заместителя генерального директора по финансам и планированию "Аэрофлота" Михаила Полубояринова, сделанное в четверг на пресс-конференции в Москве. По его словам, "Аэрофлот" получает очень интересные предложения от западных банков, к которым он обратился с просьбой рассмотреть возможность кредитования компании на €800 - 900 млн. Судя по всему, именно такую сумму российский национальный перевозчик готов потратить на приобретение акций итальянского коллеги, ибо вряд ли он собирается выложить "недостающие" два с лишним миллиарда из собственных средств. При этом Полубояринов заявил, что "Аэрофлот" намерен сделать итальянскому Минфину одно из самых привлекательных предложений, отметив также, что пакет в 39,9% представляется наиболее оптимальным, и возможность докупить еще 10% компанию не привлекает. Оно и понятно: контроля над Alitalia это все равно не дает, а для получения места в Совете директоров 39,9% акций вполне достаточно, и нет смысла тратить лишние деньги.
Шансы самого "Аэрофлота" на победу в тендере эксперты оценивают по-разному. По мнению одних, он является наиболее вероятным претендентом, другие придерживаются менее оптимистичной позиции. Разумеется, многое будет зависеть от того, как далеко в борьбе за вожделенный актив готовы пойти конкуренты. Напомним, помимо "Аэрофлота", выступающего совместно с итальянским банком Unicredit, в тендере участвуют два блока компаний: AP Holding совместно с Intesa Sanpaolo (эту структуру контролирует владелец итальянской авиакомпании AirOne Карло Тото), а также блок, представленный международными группами - MatlinPatterson, Texas Pacific Group Europe и Mediobanca.
Как бы то ни было, руководство лидера российского рынка настроено весьма оптимистично. По словам генерального директора "Аэрофлота" Валерия Окулова, у компании сильная заявка: наработан успешный опыт реструктуризации и антикризисного управления. К тому же есть серьезный потенциал развития.