|
Итак, несколько дней назад еще один саммит прошел из-за польского вето практически впустую. Более того, "мясная тема" сама по себе порядком подпортила атмосферу дискуссии. Европейцы обвиняют Россию в необоснованности введенного против Польши эмбарго; Россия защищает своих потребителей от некачественной продукции, поступающей из Польши (а на самом деле - через Польшу невесть откуда, что подтверждается фактами поставки в Россию "польской" буйволятины далеко не первого сорта). Теоретически все эти разборки - вообще не предмет дискуссии для встреч на высшем уровне. Чтобы разрешать подобные проблемы, организуются совместные инспекции, проводятся консультации на уровне экспертов, ветеринарные службы двух стран сообща находят какой-либо способ гарантировать качество продукции и так далее. Однако российско-польский спор - случай особый. Тут сводятся старые счеты. Кроме того, Польша самоутверждается в Евросоюзе, показывает, что с нею придется считаться всем остальным. И вот уже на саммите председатель Еврокомиссии Баррозу во всеуслышание заявляет, что "оснований для введения запрета на ввоз польского мяса в Россию нет" и что "проблемы Польши - это общеевропейские проблемы". Какие слова! Просто бальзам на душу братьев Качиньских.
Тем не менее это дело уже пора как-то решать. Не может же стратегическое партнерство оставаться в подвешенном состоянии из-за какой-то говядины (ну, или даже буйволятины). И вот уже после саммита в Самаре Путин "накручивает" министра сельского хозяйства Гордеева - дескать, надо "интенсифицировать диалог" с Европейской комиссией, "деполитизировать" эту проблему. От этих слов премьер-министр Польши Ярослав Качиньский просто возликовал. В эфире польского радио он заявил, что вот-де, "жесткая и принципиальная позиция польской дипломатии" в споре с Россией принесла конкретный результат. Россия всколыхнулась и теперь непременно пойдет навстречу Польше.
Впрочем, скорее, не навстречу, а всего лишь на новые переговоры, и не с Польшей, а с Еврокомиссией. Раз уж Польша апеллирует к Брюсселю, то и нам надо вести разговор на эту тему с Евросоюзом.
Но вот тут-то и всплывают пробелы в наших с ЕС отношениях. Гордеев не преминул доложить президенту (лучше поздно, чем никогда), что у России и Евросоюза "отсутствует правовая база, не отрегулированы отношения" в сфере ветеринарного контроля. У нас есть лишь двусторонние соглашения со странами ЕС в этой области, причем в 2004 г. комиссия ЕС подтвердила, что сохранится именно такой порядок взаимоотношений. Однако "проблема с Польшей показала, что Комиссия берет эту тему на себя, и тогда нужно иметь с ЕС соответствующую нормативную базу и понимание, что Евросоюз способен обеспечить и документооборот, и контроль за качеством продукции", - отметил министр. Однако "эта тема серьезная, и если ею заниматься, то мы находимся только в начале пути".
Таким образом, путь к новому соглашению о партнерстве с ЕС предстоит долгий и нелегкий. Придется сначала наладить сотрудничество с Брюсселем в области ветеринарного контроля, выработать соответствующий механизм. Затем - уже на этой основе - урегулировать российско-польское "мясное дело", а потом – если Польшу устроит то, как Брюссель решит за нее ее проблемы - можно приступать к переговорам по новому стратегическому договору.
Кстати, параллельно обозначился еще один аспект "мясной" проблемы - субсидирование сельского хозяйства. В ЕС объемы этих субсидий чрезвычайно велики - на них уходит львиная доля бюджета Евросоюза. Прямые и косвенные субсидии в пересчете на гектар сельхозугодий составляют там более $400 (а в странах Северной Европы - и свыше $1 тысячи). Тогда как даже в США сельхозсубсидии составляют всего порядка $200, а уж в России (стыдно сказать!) - $15 на гектар! Имея гораздо более мощную финансовую подпитку, европейские (в том числе и польские) фермеры легко завоевывают российский рынок, и на переговорах о вступлении в ВТО Россию хотят связать нынешним уровнем государственной поддержки сельского хозяйства (с тем, чтобы она не смогла его увеличить). "Мы должны думать и о собственных сельхозпроизводителях, - сказал в этой связи Путин. - В нашей стране порядка 40 миллионов человек связаны с сельским хозяйством, и это для нас не праздный вопрос..."
А вот здесь начинается довольно рискованная аргументация. Конечно, заботиться о выживании нашего сельского хозяйства нужно. Но увязывать проблему уровня субсидий с вопросом о качестве мяса было бы опрометчиво. У европейцев тут же возникнет закономерный вопрос: так вы недовольны качеством или ценой поставляемого вам мяса? Если вторая причина присутствует, то извините - мы ваши претензии не принимаем! Дело, оказывается, в защите не потребителя, а производителя, недовольного иностранной конкуренцией.
Так что, приводя в дополнение к остальным аргументы о неравном субсидировании европейских и российских сельхозпроизводителей, Россия рискует вообще похоронить надежду на скорое решение "мясной" проблемы. А заодно это может и "всколыхнуть" переговоры по ВТО - у европейцев появится еще один повод для пересмотра уже достигнутых договоренностей. В общем, "мясная история" продолжается...