|
Правда, во временном помещении на Новом Арбате ему приходится отказываться от экспериментов с оперными редкостями, обращаясь к привычной классике. На сей раз, аккурат к закрытию сезона, "Геликон" подарил любителям великого синтетического искусства постановку одной из самых популярных в нашей стране итальянских опер - "Севильского цирюльника". Растиражированное в советские времена в немыслимых количествах, это гениальное творение Россини успело несколько подзабыться в последние годы и обрело в постановке "Геликона" новые краски.
Отходя от привычного для театра постмодернистского стиля, Дмитрий Бертман в традиционном содружестве со своими замечательными коллегами - художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным - создал почти классический спектакль, решив не нагружать его излишними трюками и почти не играть в современность. Особая прелесть этого действа - в феерических костюмах, очень красивых декорациях и мелких трогательных деталях, рассматривать которые интересно на протяжении почти трехчасового спектакля.
Хотя речь в шедевре Россини, написавшего эту оперу в 23 года всего за 19 дней, идет, как явствует из названия, в испанском городе, костюмы относят нас в итальянскую Венецию. Хористы, это всегдашнее украшение геликоновских постановок, красуются в знаменитых карнавальных масках, придающих актерам несколько безбашенный вид, отражающий общий тон знаменитой трилогии Бомарше. Но поскольку роль хора в этой опере не так уж велика, грим и одеяния главных героев также несут самостоятельную нагрузку, постоянно видоизменяясь, не давая публике соскучиться, - исключение составляет лишь сам Фигаро, на протяжении всего спектакля одетый в чудной черный клоунский костюм.
Розина - Карина Григорян |
Что касается музыкального тона постановки, то в целом Бертман решил отказаться от привычных для оперы Россини презентаций вокальных номеров, заключив все в круговорот шуток и сценических "приколов". Чего стоит наряд служанки Берты в русском стиле, которая к тому же свою партию поет по-русски ("Севильский цирюльник" дается в итальянском варианте, что естественно для "Геликона", исполняющего все произведения на языке оригинала). Подобные мелкие уморительные детали, те же русские вставки, стилевое смешение в одежде, отсылающее к современным образцам haute couture, тем не менее, вовсе не концентрируют внимание лишь на визуальном решении спектакля, поскольку его музыкальный уровень достаточно высок.
Фигаро - заслуженный артист РФ Андрей Вылегжанин |
В целом, нельзя сказать, что "Геликон" взял очередную вершину, были у театра и более впечатляющие постановки, но зато на подобных спектаклях тестируется общий уровень труппы, второе десятилетие существующей в качестве одного из флагманов российской оперной сцены. И этот уровень остается неизменно высоким, особенно если учесть, что театр дает дорогу молодым музыкантам, при том что движется в русле тенденций, заявленных при своем создании: новаторство, авторский стиль, низменный юмор постановщиков и артистизм труппы. Осенью театр представит вниманию публики вторую часть комедии Бомарше в ее не менее знаменитом изводе - в сентябре нас ждет "Свадьба Фигаро" великого Моцарта. Молодцы, так держать.
Расписание премьеры можно посмотреть здесь.
ФОТО Олега Начинкина