"Геликон" замахнулся на Фигаро

К закрытию сезона "Геликон" подарил любителям великого синтетического искусства постановку одной из самых популярных в нашей стране итальянских опер - "Севильского цирюльника"




В преддверии долгожданного открытия нового здания "Геликон-оперы" на Большой Никитской художественный руководитель театра Дмитрий Бертман не стоит на месте, а выдает одну премьеру за другой.

Правда, во временном помещении на Новом Арбате ему приходится отказываться от экспериментов с оперными редкостями, обращаясь к привычной классике. На сей раз, аккурат к закрытию сезона, "Геликон" подарил любителям великого синтетического искусства постановку одной из самых популярных в нашей стране итальянских опер - "Севильского цирюльника". Растиражированное в советские времена в немыслимых количествах, это гениальное творение Россини успело несколько подзабыться в последние годы и обрело в постановке "Геликона" новые краски.

Отходя от привычного для театра постмодернистского стиля, Дмитрий Бертман в традиционном содружестве со своими замечательными коллегами - художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным - создал почти классический спектакль, решив не нагружать его излишними трюками и почти не играть в современность. Особая прелесть этого действа - в феерических костюмах, очень красивых декорациях и мелких трогательных деталях, рассматривать которые интересно на протяжении почти трехчасового спектакля.

Хотя речь в шедевре Россини, написавшего эту оперу в 23 года всего за 19 дней, идет, как явствует из названия, в испанском городе, костюмы относят нас в итальянскую Венецию. Хористы, это всегдашнее украшение геликоновских постановок, красуются в знаменитых карнавальных масках, придающих актерам несколько безбашенный вид, отражающий общий тон знаменитой трилогии Бомарше. Но поскольку роль хора в этой опере не так уж велика, грим и одеяния главных героев также несут самостоятельную нагрузку, постоянно видоизменяясь, не давая публике соскучиться, - исключение составляет лишь сам Фигаро, на протяжении всего спектакля одетый в чудной черный клоунский костюм.


Розина - Карина Григорян

Зато Розина, граф Альмавива, дон Бартоло и другие герои постоянно меняют одеяния, то и дело превращаясь из карнавальных кукол в обычных, "живых" персонажей, что немало способствует усилению комических эффектов. С визуальной стороны этот "Севильский цирюльник" - просто манна небесная для ценителей классических театральных эффектов.

Что касается музыкального тона постановки, то в целом Бертман решил отказаться от привычных для оперы Россини презентаций вокальных номеров, заключив все в круговорот шуток и сценических "приколов". Чего стоит наряд служанки Берты в русском стиле, которая к тому же свою партию поет по-русски ("Севильский цирюльник" дается в итальянском варианте, что естественно для "Геликона", исполняющего все произведения на языке оригинала). Подобные мелкие уморительные детали, те же русские вставки, стилевое смешение в одежде, отсылающее к современным образцам haute couture, тем не менее, вовсе не концентрируют внимание лишь на визуальном решении спектакля, поскольку его музыкальный уровень достаточно высок.


Фигаро - заслуженный артист РФ Андрей Вылегжанин

В премьерном составе партию Фигаро исполнял получивший накануне звание заслуженного артиста России Андрей Вылегжанин. Партию Розины спела очаровательная Карина Григорян, блеснул в партии дона Бартоло баритон Дмитрий Скориков (лучшее, на мой взгляд, певческое и актерское достижение в этой премьере), а в роли графа Альмавивы выступил интересный молодой тенор Василий Ефимов, поющий почти в женском регистре, что редкость для театра, испытывающего, как и большинство оперных трупп, традиционные проблемы именно с тенорами. На большей по размеру сцене, чем в новоарбатском зальчике, вероятно, такой голос звучал бы довольно скромно, но для камерной оперы подобный ход выглядит более чем уместным.

В целом, нельзя сказать, что "Геликон" взял очередную вершину, были у театра и более впечатляющие постановки, но зато на подобных спектаклях тестируется общий уровень труппы, второе десятилетие существующей в качестве одного из флагманов российской оперной сцены. И этот уровень остается неизменно высоким, особенно если учесть, что театр дает дорогу молодым музыкантам, при том что движется в русле тенденций, заявленных при своем создании: новаторство, авторский стиль, низменный юмор постановщиков и артистизм труппы. Осенью театр представит вниманию публики вторую часть комедии Бомарше в ее не менее знаменитом изводе - в сентябре нас ждет "Свадьба Фигаро" великого Моцарта. Молодцы, так держать.

Расписание премьеры можно посмотреть здесь.
ФОТО Олега Начинкина

Выбор читателей