Наводнение (Flood)
Великобритания–США, 2007
Режиссер: Тони Митчелл
В ролях: Роберт Карлайл, Джессалин Гислиг, Том Кортни.
|
Погода для выхода нового фильма про экологическую катастрофу "Наводнение" – самая подходящая: декабрьские морозы сменились незапланированным потеплением, лужами и слякотью. Правда, не факт, что в такую погоду многие захотят посмотреть фильм, где будет еще более мокро.
Когда шторм у берегов Шотландии неожиданно совпадает с сильным приливом, Темза выходит из берегов, и гигантская волна смывает половину Лондона. Ветеран-метеоролог Леонард Моррисон (Тим Кортни), предсказания которого долгие годы оставались без внимания и даже привели к разрыву с сыном, морским инженером Робом (Ричард Карлайл), наконец-то услышан руководством страны, но, как обычно, у энтузиастов есть лишь несколько часов, чтобы спасти хотя бы часть города.
Лето 2007 г. в Британии было особенно дождливым, многие реки вышли из берегов, затопленной оказалась значительная часть страны. Но создатели фильма не воспользовались возможностью сделать на этом дополнительную рекламу для "Наводнения". Напротив, вообще как будто старались его замолчать. В самом же фильме они поспешили подальше отойти от реалий, в то же время явно рассчитывая на знание их зрителем.
Где в подобных фильмах проходит грань между "кассовостью", основанной на сиюминутности, которой прельщают инвесторов, и нагнетанием паники, игрой на нервах? Есть еще и "оповещение общественности", но пора признать, что киноэкран, несмотря на все усилия Майкла Мура, давно уступил эту функцию YouTube.
В "Наводнении" документальные кадры природных катаклизмов сочетаются с дешевыми компьютерными эффектами, не могущими угнаться за качеством, которое дает американским фильмам катастроф их на порядок больший бюджет. Возникает соблазн пошутить о настоящих катастрофах фильма: ходульном сценарии, сюжетных прорехах, актерской игре "вполруки", неопрятном монтаже, саундтреке, в котором снова и снова повторяется одна и та же мелодия, что должна придать происходящему как можно больше эмоциональности.
Перед тем как выйти в немногочисленных британских кинотеатрах, "Наводнение" было показано в Новой Зеландии как мини-сериал. Режиссер Тони Митчелл до этого снимал телефильмы, последний – под названием "Супервулкан". Все в "Наводнении" напоминает о телеэкране. Персонажи четко и медленно произносят свои программные реплики, все их отношения строятся по законам телесериала: простейшие сценарные ходы, растянутые на возможно большее количество серий и по максимуму разбавленные "водой".
Кроме того, фильм, хотя и был сделан в Британии, явно рассчитан по преимуществу на международный рынок. Отсюда – клише, кинематографический волапюк: молчаливый герой, которого катастрофа сводит с бывшей женой и примиряет с отцом; отчаянный подросток; "сумасшедший" профессор, который оказывается не таким уж сумасшедшим, и даже комическая парочка, бродящая по опустевшим тоннелям метро. В этом смысле фильм больше напоминает "Армагеддон", чем "Послезавтра". Гибель 200 тысяч людей служит лишь фоном для примирения отца и сына Моррисонов и Роба с его бывшей женой Сэм (Джессалин Гилсиг).
Еще одна сложность фильмов-катастроф в том, что финал их редко бывает совершенно оптимистичен. Но какой-то хеппи-энд все-таки должен быть, даже такого сомнительного рода, как переезд всех США в Мексику в "Послезавтра". В "Наводнении" же вообще никакого особенного финала не оказывается – кроме примирения главных героев. Ну и стоило ли лить столько воды на эту мельницу?