|
Но, так или иначе, как считает подавляющее число художников – культура обязана дотироваться властью. Отсюда бесконечные сетования и ламентации представителей старшего поколения, заседающих во всеразличных "Общественных палатах", по поводу засилья третьесортной продукции, масскульта, попсы и т.п. – особенно на телеэкранах. Мы не станем вдаваться в рассуждения о том, что уже больше века культура в глобальном смысле выполняет в основном развлекательные функции, передав просветительские сфере образования, и просто взглянем на те явления, которые так или иначе привлекали внимание широкой аудитории, не будучи при этом напрямую связанными с поп-индустрией.
Из анти-достижений хочется особо выделить скандал в доме прославленного театрального режиссера Анатолия Васильева. Его лишили подвала на Поварской улице, где последние четверть века Васильев ставил свои знаменитые спектакли. Никакие демарши не помогли, и режиссер принял решение покинуть пределы России, переселившись туда, где споры "хозяйствующих субъектов" не затрагивают судьбы театров, признанных достоянием Европы. Все указания мэрии на то, что, дескать, "помещений у него и так много" (имеется в виду театральный центр на Сретенке, отданный под "Школу драматического искусства"), сыграли в данном случае роль красной тряпки, и уже скоро год, как Анатолий Александрович в Москве не работает. Понятно, что в центре столицы каждый клочок земли дороже золота и что культура тут ни при чем. Однако аппетиты чиновников растут, а хилые возгласы протеста художников их волнуют слабо. Прямо перед Новым годом у "Дома актера", переехавшего в конце 1980-х из сгоревшего здания на Пушкинской в район старого Арбата, должны отобрать права на аренду этого бывшего помещения Минкульта, фактически с формулировкой, аналогичной васильевской – "кто они такие и куды им столько места!". Плач и стоны старых актеров со страниц газет и в эфирах разговорных радиостанций, по видимому, действия не возымеют.
Хотя, справедливости ради должен отметить, что закрытие госрадиостанции "Культура" в FM-диапазоне пока отложено, и думается – не без помощи вставшей на его защиту культурной общественности, так или иначе приближенной к властным кругам. Хотя тут, вероятно, сыграло положительную роль само название станции – одно дело закрыть какую-то студию или "дом", а совсем другое рубануть саму "культуру". Впрочем, что касается радио, – похоже это дело времени, а точнее - срока истечения лицензии на вещание, а он не за горами.
Еще один курьез возник не так давно и широко освещался в прессе – скандал по поводу выставки "Соц-арт. Политическое искусство с 1972 г. до наших дней". Министр культуры Александр Соколов назвал некоторые ее экспонаты, вывезенные во Францию Третьяковкой, "позором России", а кураторов окрестил коррупционерами, за что получил судебный иск от директора галереи Валентина Родионова. Правда, в данном случае антиреклама сделала свое дело, картина "Целующиеся милиционеры" мелькала на телеэкранах столько раз, что как раз Соколова впору заподозрить в лоббировании современного российского искусства куда с большим основанием, чем кураторов Третьяковской галереи.
Москвичей в минувшем году познакомили с первой внушительной выставкой работ Амедео Модильяни в ГМИИ им. Пушкина. Экспонаты из лондонской галереи Тэйт, Музея Гуггенхайма, Нью-йоркского и Базельского музеев современного искусства и венской галереи Альбертина заставили публику выстаивать многочасовые очереди на протяжении нескольких месяцев.
Рост интереса к изобразительному искусству заставил Christie's впервые сделать предаукционный показ в Москве, прежде чем ехать в Лондон и Нью-Йорк. В результате на ноябрьских торгах аукционного дома были установлены очередные "русские рекорды". Покупатель из России выложил за "Ротшильдовское яйцо" Фаберже $18,5 миллиона. Вообще же вовлечение большого бизнеса в процесс возвращения на Родину шедевров искусства начал принимать характер закономерности. Олигарх Алишер Усманов выкупил у Галины Вишневской ее художественную коллекцию за $100 млн, а в пандан и гигантскую библиотеку советских мультфильмов у их западных правообладателей. Сумма, правда, не разглашалась, как и возможная выгода от их дальнейшего проката.
В Европе опять заговорили о русском кино. Этакого дополнительного "Золотого льва" в Венеции получил очень, на мой взгляд, спорный с кинематографической точки зрения, фильм Никиты Михалкова "12", подтвердив влияние этого режиссера на европейский кинопроцесс. Еще раньше Константин Лавроненко получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах как исполнитель главной мужской роли в фильме "Изгнание" Андрея Звягинцева.
Более того, Голливуд пригласил Тимура Бекмамбетова режиссером на 60-миллионный (!)блокба$тер "Особо опасен" (Wanted) с Анджелиной Джоли в главной роли. В июле 2008 г. мы увидим результат, но уже сейчас можно сказать: независимо ни от чего, это прорыв и единственный случай в новейшей истории страны. Такие деньги даже в Америке лишь бы кому не доверяют, а тут какой-то неизвестный "русский режиссер". Значит крупные американские продюсеры видят потенциал, заметный пока лишь отечественной публике (в США "Ночной дозор" с его $1,5 млн сборов с треском провалился.)
Скандальным внутренним киноэпизодом можно назвать попытки запрета на прокат фильма Алексея Балабанова "Груз- 200" и даже выход некоторых кинокритиков из Гильдии в связи с присуждением этому, надо сказать, неоднозначному фильму журналистского приза на минувшем "Кинотавре". Из цепи подобных же сюжетов можно выделить прокат нынешнего Каннского победителя "Четыре месяца, три недели и два дня" – он шел всего в одном кинотеатре на единственном сеансе. Такова политика дистрибьюторов: авторское фестивальное кино настолько мало востребовано, что никакие награды не спасают.
В связи с этим можно лишь удивляться, что, несмотря на то что Московский международный кинофестиваль перекочевал из одних рук в другие и окончательно превратился в местечковое действо "для своих", его некогда громкое имя по-прежнему привлекает зрительское внимание и вызывает волну публикаций в СМИ, хоть в минувшем сезоне ни одна сколько-нибудь узнаваемая экранная знаменитость ММКФ не посетила. О программе или о каких-либо открытиях применительно к этому мероприятию с нынешнего года серьезно говорить неуместно.
К сожалению, 2007 г. принес значительные утраты. Ушли Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Мстислав Ростропович, Игорь Моисеев; один за другим умерли Ингмар Бергман и Микеланджело Антониони; в ноябре скончался Морис Бежар. По сравнению с мэтрами в возрасте патриархов особенно печальными выглядела внезапная смерть знаменитого мультипликатора Александра Татарского, а также совсем недавний уход из жизни его коллеги Валерия Угарова. Умер поэт Дмитрий Александрович Пригов и замечательный актер Михаил Кононов. Впечатление такое, что с их уходом обрывается великая эпоха второй половины ХХ века.
Чтобы не заканчивать на минорной ноте, отметим еще несколько приятных событий. Секс-символ современной оперной сцены (хотя этот термин редко применим к академическому искусству), наша соотечественница Анна Нетребко была названа "Музыкантом года" в Америке по версии влиятельного журнала Musical America. Приятно, что именно русские певцы, такие как Дмитрий Хворостовский или Анна Нетребко, для многих в мире стали ассоциироваться с оперой, потеснив даже итальянских коллег, – это большая честь для России.
И, наконец, нельзя не отметить всемерную заботу партии и правительства о культуре. Писатель Александр Исаевич Солженицын принял из рук президента Путина Государственную премию, которую до сих пор отказывался принимать. А уж обласканных госнаградами культурных деятелей - от телевизионщиков до библиотекарей, то и дело мелькающих на приемах в Кремле, - не счесть. Некоторые даже с одра болезни поднимаются, чтобы получить свои отличительные знаки, хотя ничего удивительного – как некогда цари, так и, вероятно, их нынешние суррогаты – президенты обладают мистической врачевательной силой. Если навешенные на лацканы цацки будут способствовать развитию культуры, стоит только порадоваться. А с новым президентом начнется и новый сезон – там и посмотрим.