ФОТО: winzavod.ru |
В нынешней политической ситуации открытие подобных выставок отчасти представляется делом государственной важности. И хотя культурные связи России с Латвией практически не прерывались даже в худшие моменты внешнеполитических "разборок", открытие "Латвийских сезонов" происходило на самом высоком уровне – бывшее винохранилище почтили своим визитом высокие гости из Латвии, а по выщербленной плитке экспозиционных залов прошелся лично Михаил Швыдкой.
К счастью, самих авторов экспозиции политические проблемы, похоже, не особенно беспокоят – единственный особо активный гость вернисажа, пытавшийся разъяснить "национальный вопрос", получил достойный отпор: молодые дарования ясно дали понять активисту, что разборки времен 1990-х нынче не актуальны. Оно и понятно – современные латыши дружными рядами шагают в Европу, в то время как восточное направление интересует исключительно политиков и экономистов.
Лучшее подтверждение тому – представленная на выставке Private автобиографическая серия фотографий Арниса Балчуса, которая так и называется: "Современные латыши". Всего несколько снимков отмечают основные вехи латвийской истории рубежа столетий: советское детство, старорежимная бабушка, нагуливающие морды родители-кооперативщики, зажигающие в убогих интерьерах постсоветского пространства, отъезд в Лондон, веселая заграничная жизнь на местной стройке и, наконец, счастливая семейная жизнь с загадочной восточной красавицей, закутанной в хиджаб. Автор этих снимков – успешный фотограф, имеющий степень магистра фотографии в Вестминстерском университете, на примере собственной биографии наглядно показывает процесс массового переселения жителей Восточной Европы в Западную.
Фото: winzavod.ru |
В то время как выставка Private оставляет у зрителя смешанные чувства, проект "Публичные зеркала" предоставляет прекрасную возможность познакомиться с лучшими экземплярами знаменитой латвийской графики второй половины XX века.
Первых художников-плакатистов в Латвийской академии начали готовить еще в эпоху "оттепели". В отличие от живописи, жесткие каноны соцреализма здесь фактически не действовали, поэтому вскоре именно в рамках этого направления сосредоточились наиболее талантливые художники-экспериментаторы советской эпохи. Созданный Гунаром Кирке в 1963 г. плакат к персональной выставке Лео Кокле сегодня считается официальной датой возникновения школы латвийского авторского плаката. Интересно, что уже в эту эпоху плакат в Латвии воспринимался гораздо шире, нежели способ политической пропаганды. Произведения 1960-х "Помоги пернатым друзьям", "Не обламывайте ветки, птицам негде гнезда вить" посвящены проблемам экологии; в следующем десятилетии художники создавали свои лучшие работы в жанре театральной афиши. В экспозицию выставки "Публичные зеркала" вошли произведения, созданные в 1960-е - 1980-е годы.