|
"Американская сторона готова предложить нам целую серию мер укрепления доверия, с тем чтобы мы могли убедиться: эта система не работает против нас", - сказал министр, пояснив, что Вашингтон подразумевает под своим предложением возможность для России контролировать реальное состояние базы перехватчиков - "как с помощью человеческого фактора, так и техническими средствами".
По словам Сергея Лаврова, тем самым американцы наконец-то признали обоснованность российской озабоченности. "Они, конечно же, продолжают убеждать, что никаких намерений использовать эти базы в Польше и Чехии против нас не существует, но вынуждены принять и наш аргумент: в таких делах важны не намерения, а потенциал", - сказал глава МИД. И напомнил, что отношение Москвы к политике Вашингтона в отношении ПРО хорошо известно: "Этот шаг сопряжен с дальнейшим ослаблением стратегической стабильности в мире".
Сергей Лавров особо отметил проблемность перспектив дальнейшего развития системы, которое, по его мнению, не ограничится только базами в Восточной Европе и "распространится на пространство Юго-Восточной Азии вместе с Японией, на Великобританию и даже, как пишут в СМИ, на Турцию, хотя официальных подтверждений этому пока нет".
В настоящее время, по словам главы российского внешнеполитического ведомства, Москва изучает поступившие от американской стороны предложения - насколько они способны снизить риски для России. На пресс-конференции в аэропорту Дамаска Сергей Лавров заявил журналистам, что "АПРО - односторонний проект, и некоторые аспекты его, такие, как создание третьего позиционного района, создают риски для России. Американские предложения будут рассматриваться с той точки зрения, насколько они эти риски снимают".
По словам министра, переговоры, хотя и не завершились продуктивно, все же стали заметным шагом на пути к достижению договоренности. "Устойчивый прогресс" в отношениях между Россией и США по этому вопросу отметил как Сергей Лавров, так и участвовавшие во встрече с ним Кондолиза Райс и глава Пентагона Роберт Гейтс.
Между тем "устойчивый прогресс" может означать временную пролонгацию переговоров до завершения формирования новых президентских команд и в России, и в Соединенных Штатах. Конечно, в лучших американских традициях не оставлять новому президенту неразрешенных вопросов. В этом смысле решение США о формировании третьего позиционного района противоракетной обороны на территории Восточной Европы окончательное и не подвергнется существенной коррекции даже под угрозой охлаждения отношений с Россией.
Признание американцами обоснованности российской обеспокоенности ни в коем случае не может рассматриваться как "явка с повинной" и не подтверждает фактическую направленность радаров и ракет на Россию. В равной степени российские переживания иногда выглядят не менее чрезмерными, чем оправдания американских "ястребов". За них Россию также можно упрекнуть в потенциальной угрозе мирной Европе.
Ожидать, что какая-либо из стран откажется от своего интереса, бессмысленно. Дискуссия между Соединенными Штатами и Россией - заведомо спор с нулевым результатом. В позитиве США - безусловность формирования третьего кольца ПРО, в активе России - количество и качество предложений-уступок, сделанных американской стороной. Успех внешнеполитического торга закрепляется в письменном виде. Кстати, может оказаться весьма показательным, что письменные предложения от администрации Белого дома во время встречи в формате "2+2" поступили с опозданием, уже после завершения устных переговоров, со ссылкой на технические причины. Кто знает, не было ли припасено у американской делегации нескольких вариантов инициатив. В любом случае, теперь от своих предложений американцы отказаться не смогут.
Их политические позиции пока выглядят более выигрышными, чем российские. Во-первых, это представители Белого дома и Пентагона прилетели в Москву для дополнительных переговоров и знакомства с избранным президентом, и это они продемонстрировали большую на сегодня степень лояльности, понимания и дипломатического изящества.
Во-вторых, на стороне "ястребов" Пентагона поддержка правительств и внушительной части общественного мнения Чехии и Польши. Их дивиденды от размещения на своей территории элементов общеевропейской системы ПРО, пожалуй, не меньше, чем выгода США. Кроме еще большей интеграции в европейскую семью, гарантий безопасности и помощи в переоснащении Вооруженных сил, Прага и Варшава получают страховку от возвращения в сферу влияния России. Для них это очень мощный стимул, чтобы принять предложение Соединенных Штатов.
Наконец, что очевидно, американцы выигрывают в мотивации своих намерений по третьему району ПРО: ведь базы в Польше и в Чехии вроде бы становятся ключевыми элементами общеевропейской системы безопасности. То есть США преследуют не узкокорыстные интересы, а заботятся обо всем Старом Свете, спасая его от угроз нестабильных политических режимов. Россия же защищает исключительно свои интересы, на что, вне всяких сомнений, имеет полное право.
Но коль скоро есть общее согласие в понимании угрозы со стороны мирового терроризма, кому-то придется жертвовать частью узко национальных интересов в пользу всеобщей безопасности и пытаться компенсировать эту уступку иными внешнеполитическими победами. В этом смысле у России еще есть карт-бланш, как минимум, до конца 2008 года. То есть до выборов нового президента Соединенных Штатов.