|
Прошедшая в российской прессе новость о том, что Остров свободы фактически уже является аэродромом для самолетов-ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, стала почти сенсацией. Ведь последние известия о военном присутствии России на Кубе датированы осенью 2003 г., когда бывший министр обороны Сергей Иванов отрапортовал о полной и окончательной ликвидации объекта радиоэлектронной разведки в Лурдесе.
Что касается нынешнего военного присутствия (о котором пишут, ссылаясь на анонимные источники в военном ведомстве), техническая возможность для этого есть – российские бомбардировщики способны долететь до Кубы, хотя сами военные факт таких полетов пока отрицают. Да и Соединенные Штаты несомненно подняли бы шум на самом высоком уровне с целью привлечь внимание и осудить "военную агрессию со стороны России", если бы засекли наши самолеты поблизости от своих восточных границ.
Российские военно-транспортные самолеты в последние годы действительно активно летают на Остров свободы, совершая коммерческие рейсы. Впрочем, если в циркулирующих слухах и подозрениях и есть толика правды, Гавана заинтересована в подобного рода сотрудничестве в не меньшей степени, чем Россия. И заинтересованность эта обусловлена не столько реальной угрозой со стороны Вашингтона, сколько соображениями куда более практичными – насущной необходимостью урегулирования финансовой задолженности. Внешний долг Кубы перед Россией был реструктурирован в 2006 г. в объеме $166 млн, после чего правительство Фиделя Кастро получило новый кредит на $355 миллионов. А тут еще и пресловутая "взаимная заинтересованность двух стран в расширении военно-технического сотрудничества", иными словами, желание приобрести у России технику понадежней и посовременнее.
Со своей стороны, отечественные военные специалисты высоко оценивают шансы на возобновление работы на Кубе российского радиоэлектронного центра слежения и перехвата "Лурдес". Несколько лет назад Москва вынуждена была отказаться от своей самой современной на тот момент станции радиоперехвата, способной, по некоторым сведениям, контролировать все военные и гражданские спутники Соединенных Штатов (палата представителей Конгресса отказывалась принять закон о списывании долгов России, пока станция базировалась на Кубе). Теперь, когда долги списаны, а американских радиолокационных станций у границ России не стало меньше, и даже напротив, численность их увеличивается, восстановление станции "Лурдес" могло бы оказаться вполне уместным, хотя все же и недостаточным для обеспечения национальной безопасности решением.
Дополнить его могло бы укрепление военно-технического сотрудничества с другой страной Латинской Америки, союзницей Кубы – Венесуэлой. Это один из вопросов, которые, как ожидается, обсудят во время встречи президент республики Уго Чавес и президент России Дмитрий Медведев. Чавес уже заявил, что сотрудничество с Россией является стратегическим для его страны. Помимо российских танков, президент Венесуэлы проявляет заинтересованность в приобретении российских систем противовоздушной обороны и средств для укрепления военно-морских сил. Примечательно, что, как и в случае с Кубой, Россия готова поставить все необходимые элементы в кредит.
Уго Чавес, один из самых жестких оппонентов Соединенных Штатов, проблемой противовоздушной обороны озадачен давно. В его планы входит развертывание собственной системы ПРО. По плану, это займет около шести лет. Чавес уже заручился поддержкой президента Белоруссии Александра Лукашенко, обещавшего направить в Каракас белорусских военных специалистов. Тут не мешало бы припомнить, что с самого начала разговоров о развертывании третьего кольца американской ПРО в Европе Москва не исключала размещения на территории Белоруссии своих ракетных комплексов "Искандер". Вкупе с информацией о белорусско-венесуэльских задумках конфигурация антиамериканского "кольца" ПРО вырисовывается своеобразная. И уж точно – асимметричная.
Однако есть причины сомневаться в реалиях предложенного к обсуждению сценария. Так, к моменту окончания работ по развертыванию венесуэльской системы противоракетной обороны, то есть к 2014 г., истекут президентские полномочия Чавеса и Лукашенко. Намеченные на ноябрь голосование в парламенте и очередной референдум о снятии ограничений на переизбрание президентом республики Чавес может проиграть так же, как проиграл аналогичный плебисцит в декабре 2007 года. Это значит, что с равной степенью вероятности после 2013 г. Венесуэла, с ее радиоэлектронными бомбами и радарами, может остаться под протекторатом России или оказаться под влиянием США. То есть как союзник на среднесрочную перспективу Каракас выглядит неубедительно.
Куба пока находится в полной зависимости от дешевой венесуэльской нефти, но дела ее продолжают ухудшаться, несмотря на реформы, которые пытается проводить Рауль Кастро. Стремление освободиться от чрезмерной зависимости от экстравагантного Чавеса и одновременно решить проблему обеспечения собственных международных финансовых обязательств делает кубинское правительство уязвимым для ветров внешнеполитической конъюнктуры.
И, наконец, не стоит упускать из виду проблему нынешнего состояния российского военно-промышленного комплекса. Сохраняя за собой существенную долю мирового рынка торговли вооружениями и имея в активе солидный "портфель" заказов на ближайшее время, Россия, тем не менее, все чаще подвергается критике за низкое качество поставляемой продукции. Оппоненты и клиенты указывают на то, что демонстрируемая в качестве новейшей продукция ВПК на самом деле является модифицированной версией более старых моделей. Те же самолеты Ту-95МС, которыми ныне пытаются напугать Пентагон, совершали боевое патрулирование у берегов Америки еще в начале 80-х годов прошлого века.
Все это заставляет усомниться в реальности существования и значимости для укрепления внешнеполитических позиций России "кольца ПРО" с участием Кубы и Венесуэлы. Вряд ли эта схема может рассматриваться как адекватный ответ на размещение американской ПРО и баз НАТО у границ России.
Хорошо известно, что эскалация напряженности в Латинской Америке, так напоминающая Карибский кризис, способна поставить мир перед новой угрозой. Остается надеяться, что политическая конъюнктура предложит вовлеченным в конфликт сторонам новые, менее горячие решения.