|
А основания для таких опасений есть, и весьма весомые. Речь идет о наращивании в Черном море группировки военных кораблей НАТО, создании над регионом мощной сети спутникового наведения, попытках развернуть на Кавказе высокотехнологичную сеть электронного контроля, способную обеспечить воздушные коридоры для движения тяжелых бомбардировщиков, доставке в Грузию, под видом "гуманитарных грузов", современного вооружения. Это игры США и НАТО.
В свою очередь, грузинская сторона тоже ведет подготовку к реваншу. К границам Абхазии и Южной Осетии стягиваются вооруженные формирования, зафиксированы случаи обстрелов осетинских сел, Генштаб РФ сообщает об активизации разведывательных и диверсионных групп. И если намерения грузинского руководства представляются достаточно очевидными - "отомстить России" и "вернуть сепаратистские провинции", - то "шевеление" США и их союзников позволяет говорить о более серьезных и далеко идущих планах.
Происходило все это на фоне отвода российских войск и вялотекущих переговоров о "мирном урегулировании" в СБ ООН, заседания которого все более напоминают безумное чаепитие Кэрролла. Параллельно Россию "кошмарили" перспективой мировой обструкции, единственной альтернативой которой являлась полная сдача своих позиций и размен военной победы на "плохой мир". Именно такую мысль всю дорогу проводили официальные представители стран НАТО.
Вопреки опасениям одних и надеждам других Москва не уступила, а перешла в наступление в той единственной форме, которая возможна в сложившихся обстоятельствах. Двадцать пятого августа на встрече с представителем России в НАТО Дмитрием Рогозиным президент Медведев заявил, что Москва приостанавливает сотрудничество с НАТО по ряду важных направлений: "Партнерство ради мира", миротворческие операции, военно-транспортная авиация.
В тот же день премьер Путин сообщил о решении России отказаться от ущемляющих ее интересы обязательств, принятых в процессе вступления в ВТО. А на следующий день, сразу после подписания указа о признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии, Дмитрий Медведев приказал Министерству обороны усилить присутствие российских военных в республиках для обеспечения гарантированной безопасности на их территориях.
Изменив статус Абхазии и Южной Осетии, Россия получила возможность взаимодействовать с ними как с независимыми государствами и изменить характер и представительность своего военного присутствия на их территориях. То есть приняла решение дополнить тактику последовательного разъяснения своих позиций стратегией силового сдерживания, нацеленного на поддержание мира в регионе и разрушение сценариев, угрожающих ее геополитическим интересам.
О реальности подобных угроз свидетельствует оперативность, с которой Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Дополнительным аргументом являются истории, свидетельствующие о том, что США вряд ли ограничатся "демонстрацией военного присутствия" или приснопамятной "дипломатией канонерок". В противном случае не понятно, зачем сегодня в черноморской акватории так много военных кораблей, крылатых ракет и вертолетов, а также плавучих госпиталей на несколько тысяч мест.
Вопросы вызывает и так называемая гуманитарная помощь, номенклатуру которой никто так и не озвучил. Первая ее порция разгружалась в тбилисском аэропорту с большой помпой, однако журналистам так и не рассказали, что именно привезли в Грузию ее американские партнеры. Зато по телевизору показали контейнеры, укрепленные металлической стяжкой, используемой при транспортировке тяжелых грузов. Оценив качество упаковки и размеры контейнеров, отдельные наблюдатели пришли к выводу, что под видом гуманитарной помощи в Грузию были доставлены комплектующие для восстановления РЛС, которая была уничтожена российскими военными.
Пытаясь ответить на вопрос, что затевают США и их союзники по НАТО, наблюдатели предложили три сценария дальнейшего развития событий. Первый из них связан с реваншистскими планами Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии. В него хорошо вписываются сообщения о передвижении грузинских подразделений, о диверсантах и разведчиках, о ремонте РЛС, спутниковой системе наведения и ракетных крейсерах, которые могут пригодиться для комплексной "зачистки" Абхазии.
Второй сценарий касается Украины, которая, как заявляют американские политики, станет следующей жертвой "российской агрессии". Некоторые основания для подобных прогнозов имеются: далеко не идиллические отношения между Москвой и Киевом еще более осложнились на фоне событий в Южной Осетии. Среди главных причин называют безоговорочную поддержку Саакашвили со стороны Виктора Ющенко, поставки из Украины в Грузию оружия, которым убивали российских граждан и череду скандалов вокруг Севастополя.
Украинская сторона все более настойчиво требует вывода базы российского ВМФ из Крыма, а во время военных действий и вовсе пообещала не пустить назад российские корабли, участвовавшие в защите побережья Абхазии. В ситуации, когда Россия имела военно-стратегические преимущества, угроза Киева выглядела смехотворно. Однако с появлением в акватории Черного моря военных кораблей НАТО ситуация изменилась, и сегодня можно говорить о паритете и сдерживающем характере военного присутствия Альянса в регионе.
И, наконец, третий сценарий, отсылающий к планам США нанести упреждающий удар по Ирану. Эта тема стала предметом пристального внимания экспертов еще два года назад, и тогда же в качестве наиболее вероятного партнера Вашингтона рассматривалась именно Грузия. Речь шла о размещении на ее территории перевалочной базы и всей поддерживающей инфраструктуры. Сразу после начала военных действий на территории Южной Осетии некоторые аналитики увязали грузинскую агрессию с иранским сюжетом и даже назвали ее "операцией прикрытия". Суть этой версии состоит в том, что Саакашвили было поручено "немножко пошуметь" в непризнанных республиках, чтобы спровоцировать Россию. А ее вмешательство в конфликт открывало возможность для появления в регионе сил НАТО.
При всей сложности этих построений они неплохо согласуются с недавними учениями сил Альянса в Атлантическом океане и их последующими маневрами в районе Персидского залива. С другой стороны, эта версия вполне соответствует стратегии нынешней вашингтонской администрации, которая стремится решить или, по крайней мере, обострить все проблемы до президентских выборов, а также в предвыборную кампанию республиканца Джона Маккейна. Еще одним аргументом в пользу иранского сценария становятся новости из Израиля, где все чаще говорят о готовности нанести удар по ядерным объектам Ирана, "не дожидаясь разрешения Вашингтона".
То есть до сегодняшнего дня картина получалась, мягко говоря, несбалансированной. США и их союзники практически открыто "бряцали оружием", которое в любой момент могло быть использовано для решения проблемы Кавказа, Севастополя или Ирана, а ограниченная "Шестью принципами мирного урегулирования" Россия не имела возможности даже увеличить численность своих войск для защиты Абхазии и Южной Осетии. В такой ситуации речь могла идти только о ситуативных реакциях, которые напрямую зависели от шагов противоположной стороны.
С подписанием указа о признании независимости двух кавказских республик ситуация кардинально изменилась. Фактически Медведев "перевернул стол", на котором велась игра против Москвы. И Россия, перехватив инициативу, показала всему миру, что она готова самостоятельно решать свои проблемы, руководствуясь собственными интересами и без оглядки на своих "партнеров".