ФОТО: AP |
Но при нынешнем раскладе было бы странно ожидать быстрых решений серьезных экономических проблем. Пекину не выгодно поднимать курс национальной валюты, поскольку ее жесткая привязка к доллару обеспечивает китайским товарам ощутимые преимущества на мировом рынке. Что касается протекционизма, то в этом плане и США не безгрешны. Разумеется, для американской экономики было бы полезно разом решить все проблемы в ходе одного визита, но никто всерьез на это не рассчитывал, тем более что интерес США к Китаю не ограничивается исключительно экономическими вопросами.
В Вашингтоне давно осознали тот факт, что растущая мощь Китая превращает его в альтернативный центр не только экономического, но и политического влияния. Экспансия КНР в Восточной Азии и Африке, сотрудничество, в том числе и военное, с Пакистаном, а также положение в СБ ООН – все это вынуждает США искать подходы к сближению. Этот процесс начался не вчера; еще во времена Буша во многих стратегических прогнозах Китай рассматривался в качестве вероятно партнера. Более определенно тема сближения прозвучала в январе этого года, когда один из "тяжеловесов" американской политики Збигнев Бжезинский, находясь с визитом в Пекине, презентовал доклад "Большая двойка, которая может изменить мир".
В свою очередь, Китай уже давно называет свои отношения с США "приоритетом приоритетов", прозрачно намекая на бессмысленность идеологического противостояния в ситуации, когда экономики двух стран с каждым годом все больше прорастали одна в другую. Так что Барак Обама с его "политикой диалога" является всего лишь исполнителем, которому была доверена миссия реализации новой американской стратегии.
Судя по заявлениям двух лидеров на общей пресс-конференции, стороны достигли консенсуса по проблемам ядерного разоружения и глобального потепления, договорились "объединить усилия для достижения более устойчивого и сбалансированного мирового экономического роста", сотрудничать в сфере энергетики и развивать военные связи. В этом списке есть пустые декларации, вроде заявлений по ядерному разоружению и экономическому росту, но есть и вопросы, по которым позиции двух стран совпадают, – это экология и энергетика.
Что касается перспектив военного партнерства, в этой области сегодня в той или иной форме сотрудничают многие. И запланированную на ближайшее время поездку в США руководителя китайского генштаба Чэнь Биндэ, равно как и ответный визит в Китай главы Пентагона Роберта Гейтса можно рассматривать как аналог многолетних и достаточно бессмысленных контактов между Россией и НАТО. Даже проводя совместные учения, стороны, как правило, преследуют свои интересы. А в связке Китай – США эти интересы очевидны: американцы хотят продать, китайцы – купить, понять, как это сделано, и наладить собственное производство.
Еще на переговорах затрагивались темы текущей политики, в частности – проблемы ядерных разработок Ирана и Северной Кореи. Судя по итоговой пресс-конференции, лидеры США и Китая едины в намерении вернуться к переговорам по КНДР в прежнем, шестистороннем, формате. С Ираном ситуация сложнее. Выступая перед журналистами, Обама представил дело так, будто США и Китай договорились по вопросу введения дополнительных санкций, если Иран не докажет мирный характер своих ядерных программ. А Ху Цзиньтао демонстративно промолчал.
После этого один из членов американской делегации – старший директор по делам Восточной Азии Совета национальной безопасности Джефф Бейдер – заявил, что никаких гарантий о поддержке ужесточения санкций в отношении Ирана китайское руководство не давало, но США "уверены, что Пекин их поддержит". Наблюдатели расценили эти заявления как подтверждение неофициального договоренности о нейтралитете Китая по этому вопросу в том случае, если вопрос о дополнительных санкциях будет поставлен на голосование в СБ ООН.
Если такая договоренность действительно была достигнута, ее можно рассматривать как тактическую победу Обамы, за которую он заплатил смягчением риторики по вопросам прав человека и уклонением от встречи с Далай-ламой. Что касается других итогов визита, бросается в глаза готовность двух стран сотрудничать по тем вопросам, где их интересы действительно совпадают: дружно саботировать заключение договора по защите климата и развивать энергетические проекты.
Во всем остальном стороны склоны защищать свои интересы, демонстрируя готовность к сближению. А это значит, что Китай и США "наводят мосты", но доминантой их отношений остается достаточно жесткое соперничество.