"Большая двойка" делает маленькие шажки

Читать в полной версии →
Китай и США готовы сотрудничать только по тем вопросам, где их интересы действительно совпадают: например, саботировать заключение договора по защите климата и развивать энергетические проекты


ФОТО: AP



Комментируя итоги визита Барака Обамы в Китай, недоброжелатели американского президента оценивают их чуть ли не как "провальные". По их мнению, общение с китайским лидером не принесло "никаких реальных результатов" – Пекин не согласился отпустить курс юаня и не пообещал отказаться от протекционизма, который очень раздражает Вашингтон.

Но при нынешнем раскладе было бы странно ожидать быстрых решений серьезных экономических проблем. Пекину не выгодно поднимать курс национальной валюты, поскольку ее жесткая привязка к доллару обеспечивает китайским товарам ощутимые преимущества на мировом рынке. Что касается протекционизма, то в этом плане и США не безгрешны. Разумеется, для американской экономики было бы полезно разом решить все проблемы в ходе одного визита, но никто всерьез на это не рассчитывал, тем более что интерес США к Китаю не ограничивается исключительно экономическими вопросами.

В Вашингтоне давно осознали тот факт, что растущая мощь Китая превращает его в альтернативный центр не только экономического, но и политического влияния. Экспансия КНР в Восточной Азии и Африке, сотрудничество, в том числе и военное, с Пакистаном, а также положение в СБ ООН – все это вынуждает США искать подходы к сближению. Этот процесс начался не вчера; еще во времена Буша во многих стратегических прогнозах Китай рассматривался в качестве вероятно партнера. Более определенно тема сближения прозвучала в январе этого года, когда один из "тяжеловесов" американской политики Збигнев Бжезинский, находясь с визитом в Пекине, презентовал доклад "Большая двойка, которая может изменить мир".

В свою очередь, Китай уже давно называет свои отношения с США "приоритетом приоритетов", прозрачно намекая на бессмысленность идеологического противостояния в ситуации, когда экономики двух стран с каждым годом все больше прорастали одна в другую. Так что Барак Обама с его "политикой диалога" является всего лишь исполнителем, которому была доверена миссия реализации новой американской стратегии.

Судя по заявлениям двух лидеров на общей пресс-конференции, стороны достигли консенсуса по проблемам ядерного разоружения и глобального потепления, договорились "объединить усилия для достижения более устойчивого и сбалансированного мирового экономического роста", сотрудничать в сфере энергетики и развивать военные связи. В этом списке есть пустые декларации, вроде заявлений по ядерному разоружению и экономическому росту, но есть и вопросы, по которым позиции двух стран совпадают, – это экология и энергетика.

Что касается перспектив военного партнерства, в этой области сегодня в той или иной форме сотрудничают многие. И запланированную на ближайшее время поездку в США руководителя китайского генштаба Чэнь Биндэ, равно как и ответный визит в Китай главы Пентагона Роберта Гейтса можно рассматривать как аналог многолетних и достаточно бессмысленных контактов между Россией и НАТО. Даже проводя совместные учения, стороны, как правило, преследуют свои интересы. А в связке Китай – США эти интересы очевидны: американцы хотят продать, китайцы – купить, понять, как это сделано, и наладить собственное производство.

Еще на переговорах затрагивались темы текущей политики, в частности – проблемы ядерных разработок Ирана и Северной Кореи. Судя по итоговой пресс-конференции, лидеры США и Китая едины в намерении вернуться к переговорам по КНДР в прежнем, шестистороннем, формате. С Ираном ситуация сложнее. Выступая перед журналистами, Обама представил дело так, будто США и Китай договорились по вопросу введения дополнительных санкций, если Иран не докажет мирный характер своих ядерных программ. А Ху Цзиньтао демонстративно промолчал.

После этого один из членов американской делегации – старший директор по делам Восточной Азии Совета национальной безопасности Джефф Бейдер – заявил, что никаких гарантий о поддержке ужесточения санкций в отношении Ирана китайское руководство не давало, но США "уверены, что Пекин их поддержит". Наблюдатели расценили эти заявления как подтверждение неофициального договоренности о нейтралитете Китая по этому вопросу в том случае, если вопрос о дополнительных санкциях будет поставлен на голосование в СБ ООН.

Если такая договоренность действительно была достигнута, ее можно рассматривать как тактическую победу Обамы, за которую он заплатил смягчением риторики по вопросам прав человека и уклонением от встречи с Далай-ламой. Что касается других итогов визита, бросается в глаза готовность двух стран сотрудничать по тем вопросам, где их интересы действительно совпадают: дружно саботировать заключение договора по защите климата и развивать энергетические проекты.

Во всем остальном стороны склоны защищать свои интересы, демонстрируя готовность к сближению. А это значит, что Китай и США "наводят мосты", но доминантой их отношений остается достаточно жесткое соперничество.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей