Самые популярные варианты вранья начальству

Читать в полной версии →
Многие опаздывают на работу из-за собственной лени, но работодателям в этом, разумеется, не признаются. Чаще всего опоздавшие ссылаются на поздний подъем и пробки, но бывают и более смелые объяснения




Принято считать, что россияне не отличаются особой пунктуальностью. Тем не менее, как показал опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, более трети респондентов (35%), имеющих постоянную работу, никогда на нее не опаздывают. В то же время, всего 4% работодателей сообщили, что их сотрудники всегда приходят на службу вовремя, причем в основном благодаря превентивным мерам – как правило, в виде ощутимого штрафа. Впрочем, как уверяют сами опрошенные, причина их повышенной ответственности вовсе не боязнь штрафов или жажда признания со стороны руководства, а собственные принципы. "Считаю опоздание на работу дурным тоном, непозволительным для ответственного работника"; "Пунктуальный человек никогда не будет отходить от своих принципов"; "Не в моем это характере", – комментируют они.

Мужчины опаздывают на работу реже, чем женщины, а люди старше 50 лет намного более пунктуальны, нежели молодежь. Несколько раз в год опаздывают на работу 28% работников, объясняя это форс-мажорными обстоятельствами. Каждый пятый работник (20%) несколько раз в месяц не успевает добраться до места службы к началу рабочего дня. При этом кто-то уточняет, что речь идет о незначительных опозданиях ("на две – три минуты"), а у кого-то подобное поведение допускается корпоративной культурой ("Я могу позволить себе задержаться на 15 – 20 минут"). Практически ежедневно опаздывают на работу 12% респондентов, и среди женщин таких заметно больше, чем среди мужчин (15% против 9%). "Каждое утро приходится перебирать гардероб и искать, в чем пойти", – сетуют дамы.

Чаще всего опаздывающие задерживаются на 10 – 15 минут (72%). На полчаса опаздывает 11% респондентов, на час и более – всего 5%. Оставшиеся 12% отметили, что время опоздания может быть разным в зависимости от ситуации.

Главная причина, мешающая гражданам вовремя прийти на службу, – пробки на дорогах (38%). На втором месте по популярности еще одно традиционное объяснение – "проспал": его назвали 16% респондентов. При этом, оправдываясь перед руководством, сотрудники чаще предпочитают ссылаться на слишком глубокий сон, нежели на дорожные затруднения. По словам работодателей, поздний подъем – наиболее популярное объяснение несвоевременного появления в офисе (15%). Автомобильные заторы следуют за ним с пятипроцентным отрывом (10%). Болезни и плохое самочувствие задерживают в пути на работу 7% сотрудников.

Иной раз в опозданиях сотрудников отчасти виноваты сами компании: 4% опрошенных отмечают в качестве причины низкую мотивацию и нежелание работать. А некоторые респонденты даже не пытались найти сколько-нибудь уважительное объяснение своей непунктуальности: они честно признались, что не торопятся на работу по причине врожденной несобранности, неорганизованности и даже лени. В общей сложности, таких граждан набралось не так уж мало – 6%.

Но, разумеется, транслировать подобную откровенность начальству сотрудники не рискуют. Приходится фантазировать. Список самых популярных оправданий опаздывающих сотрудников у работодателей получится гораздо более длинным, чем у работников. Причем наряду с привычными объяснениями ("застрял в лифте", "забыл ключи") попадаются и более смелые варианты. Так, 6% забывают о работе: "Забыл, где работаю", "Забыл, что нужно к девяти часам", "Подумал, что сегодня выходной". Еще 3% признаются, что причиной опоздания является алкогольное опьянение: "Пьян был", "У меня похмелье". Женщины по пути на работу могут "зайти в солярий" или просто слишком долго собираются. Некоторые в расчете на чувство юмора работодателя, используют креативные варианты, например, "забрали инопланетяне". А 4% опоздавших не удосуживаются придумать какое-либо "приличное" объяснение случившемуся, ограничиваясь фразами вроде: "Так вышло"; "Ничего не могу об этом сказать", "Ну, не смогла я...".

Выбор читателей