Украина берет верх над Россией

Читать в полной версии →
Киев занимает наступательные позиции по всем направлениям и не скрывает намерения заставить Россию оплачивать свои проекты, в то время как российское руководство и МИД практически отказались от продолжения собственной игры


ФОТО: AP



Кампания по выборам в местные органы власти Украины начнется 11 сентября, но предвыборные скандалы уже сотрясают политический истеблишмент. Суетится, главным образом, оппозиция, и это понятно. Судя по комментариям экспертов, Партия регионов имеет абсолютное электоральное преимущество и может рассчитывать на победу в Восточных и Центральных областях страны. Секрет этой популярности прост: команда Виктора Януковича дала стране относительный покой, опрометчиво принимаемый за стабильность, политическим гарантом которой стала пропрезидентская коалиция, созданная весной этого года.

С другой стороны, наличие парламентского большинства не ликвидировало раскол украинского общества и не смягчило радикальные настроения в его отдельных сегментах. Поэтому команда Януковича, стремясь не столько объединить страну, сколько привлечь на свою сторону по-разному ориентированные регионы, то демонстрирует свою пророссийскую ориентацию, то заявляет о "европейском выборе", готовности войти в Евросоюз или на каких-то иных основаниях строить большую Европу, объединяющую как членов, так и не членов ЕС.

Еще более многовекторной является внешняя политика новой украинской власти и ее экономическая составляющая. Заключив Харьковские соглашения с Россией, Янукович добился 30%-го снижения цен на поставляемый в Украину газ. Затем премьер Николай Азаров и вице-премьер Сергей Тигипко получили от МВФ обещание предоставить Украине кредит в $15 миллиардов. А на прошлой неделе, по итогам визита Януковича в Китай, стало известно о намерении Пекина инвестировать в украинскую экономику еще $4 миллиарда. За финансовые вливания, так нужные украинской экономике, Киев расплачивается политическими уступками: Россия получила продление договора по Севастополю, МВФ – обязательство провести либеральные реформы в экономике и социальной сфере, Китай – договоренность об отмене визового режима и, возможно, что-то еще.

Такой бартер выглядел бы весьма привлекательным, если бы политическая цена, которую платит Украина, не обостряла ее внутренних проблем. Если соглашения по Черноморскому флоту вызвали негативную реакцию со стороны "оранжевых" политиков и западенцев, составляющих меньшинство, то повышение цен на газ и все коммунальные услуги, сокращение заработной платы, социальных расходов, финансирования сферы ЖКХ, аграрной, угольной и строительной отраслей и другие шаги, предпринимаемые по требованию МВФ, касаются всех граждан.

Аналогичным образом раскачивают ситуацию и новации, заложенные в новый Налоговый кодекс, принятие которого также влечет за собой определенные политические риски, связанные с тем, что новая налоговая система – это не только льготы для малого бизнеса и отдельных отраслей, но и рост налоговых вычетов из зарплат, введение налога на депозиты и недвижимость. Зато, по словам премьера Азарова, на Украине будут "самые низкие налоги и самые привлекательные условия для инвестиций в Европе". Но эти безусловные достижения автоматически влекут за собой снижение бюджетных поступлений, и тут возникает естественный вопрос: за счет чего или кого Украина планирует двинуться в Европу, и какова политическая составляющая этих решений?

Ответ Азаров дал тремя днями ранее, вновь подняв вопрос о снижении цены на российский газ. Формально речь идет о пересмотре газовых соглашений, подписанных еще в январе 2009 года. Тогда два премьера – Путин и Тимошенко – договорились, что с 2010 г. Украина будет платить за газ по европейским рыночным ценам, а на 2009 г. она получала скидку в 20% от европейской цены. Именно эта европейская цена, фактически являющаяся западноевропейской, не нравится Азарову, и он добивается того, чтобы Украина платила по восточноевропейским расценкам. Но сегодня Украина и так платит меньше, чем государства Восточной Европы. По заключенным в апреле 2010 г. Харьковским соглашениям она получила 30%-ю скидку на весь срок их действия. И вот не прошло и полгода, как Киев снова поднимает вопрос о снижении цены и снова аргументирует это тем, что украинская экономика не выдержит их нынешнего уровня.

История эта интересна тем, что ей не видно конца: за каждой новой уступкой следует новое требование. А если принять во внимание сюжет с либеральными реформами, проводящимися по требованию МВФ, получается, что России предлагается оплатить издержки, связанные с "европейским выбором" Украины. Что касается ответной уступки Киева по Черноморскому флоту, то сегодня именно она может оказаться под вопросом. На официальном уровне эта тема пока не развивается, однако в украинских СМИ уже появляются публикации о чрезмерной "наглости" Москвы, предлагающей Киеву согласовать документы, регулирующие передвижения подразделений российского ЧФ вне мест базирования, и другие правила его пребывания на территории Украины.

Особую пикантность этой ситуации придает тот факт, что еще до подписания Харьковских соглашений в Украине начали обсуждать вопрос о возможности нарушить их в части продления пребывания ЧФ в Севастополе. Некоторые так прямо и говорили, что надо сначала попользоваться дешевым газом, а в 2017 г. разорвать эти соглашения. Последние заявления Азарова о пересмотре газовых цен актуализировали эту тему, и это вызвало вполне естественное недовольство российской стороны.

С другой стороны, понятно, что за игрой на понижение газовых цен стоит украинский бизнес, стремящийся минимизировать расходы и нарастить прибыль, но на государственном уровне – а Азаров выступает здесь как представитель государства – ситуация получается крайне двусмысленная. Тем более что в СМИ уже появились сценарии реализации этой затеи: обвинить подписавшую соглашения 2009 г. Тимошенко в нанесении ущерба национальной экономике, осудить ее и через суд отменить газовое соглашение, а потом сообщить Москве, что теперь придется пересматривать все договоры. Учитывая недавние аресты в окружении Тимошенко и печально известные истории о преследовании членов Партии регионов после победы "оранжевой" революции, этот вариант представляется вполне реализуемым.

Другой сценарий подразумевает достижение того же результата, но через возвращение к практике газовых войн и втягивания в них Евросоюза, с которым не только западенцы, но и практически весь украинский истеблишмент связывает будущее своей страны. Сегодня, когда игра на ближайшие пять лет сделана, украинским политикам нет нужды держаться за особые отношения с Россией. Даже называемый оппозицией "ставленником Москвы" Янукович фактически дезавуировал свои предвыборные обещания, в той или иной степени касающиеся интересов России. И в этом смысле попытки правительства Азарова надавить на Россию являются только видимой частью айсберга.

В целом, с избранием Януковича политическая стилистика украинского руководства изменилась в лучшую сторону. Нет больше русофобии, ставшей фирменным знаком администрации Ющенко, но, за исключением отдельных коммерческих проектов, нет и реальных дел, направленных на реальное сближение с Россией. Вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз и реанимации идеи Единого экономического пространства снят с повестки дня именно украинской властью. Забалтывается проблема русского языка. Об этом свидетельствует дискуссии, начавшаяся в Раде в ответ на предписание Совета Европы расширить его статус. На сегодняшний день обсуждение этого вопроса сводится к объяснениям причин, почему пока – до принятия закона о референдуме, до принятия закона о языке, до формирования конституционного большинства и т.д. – все должно остаться как есть. О нежелании украинской власти добиться хотя бы относительного прогресса свидетельствует и серия судебных решений об отмене регионального статуса русского языка в восточных областях и баталии вокруг этой проблемы в Севастополе.

Заходят в тупик переговоры о демаркации границы по Керченскому проливу. Варианты множатся, но ни один из них не гарантирует ни права России на беспрепятственный проход ее кораблей через пролив, ни подтверждения статуса Азовского моря как внутренней российско-украинской акватории, в которую без одновременного согласия России и Украины закрыт доступ военных кораблей третьих стран. При этом украинская сторона давит на Москву и требует уступок, ссылаясь на то, что "нерешенность этого вопроса не выгодна в первую очередь самой России". И, судя по утечкам из властных коридоров, Москва готова уступить Киеву пролив в обмен на заключение двустороннего договора о равноправном использовании Керчь-Еникальского канала и подтверждение внутреннего статуса Азовского моря. То есть граница пройдет так, как выгодно Украине, а права России будут отражены в отдельном соглашении, которое в любой момент можно дезавуировать.

И так во всем: Киев напирает, Москва отступает. Создается впечатление, что победа Януковича на президентских выборах и заключение Харьковских соглашений привели российское руководство и МИД в состояние такого благодушия, что они практически отказались от продолжения собственной игры. Но в политике не бывает пауз. В ней кто не успел, тот опоздал. И Москва катастрофически опаздывает, в то время как Киев занимает наступательные позиции по всем направлениям и не скрывает намерения заставить Россию оплачивать свои проекты.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей