Моцарту отказали в гениальности

Читать в полной версии →
Влияние музыки великого австрийца на развитие детей оказалось не таким исключительным, как считалось прежде. Произведения композитора обладают тем же эффектом, что и любая другая классика




Знаменитый "эффект Моцарта" не оправдал себя. Годы специальных исследований ученых, желавших доказать уникальность влияния некоторых произведений знаменитого композитора на развитие ребенка, оказались потрачены впустую.

Проведенные работы не дали научных оснований для того, чтобы мы считали Моцарта не только прекрасным музыкантом и сочинителем, но и целителем, сообщается в журнале Scientific American. Никаким "фитнесом для мозга" ребенка музыка австрийца служить не может. По крайней мере, его сочинения ничем не отличаются от всей остальной классической музыки.

Это утверждение касается и знаменитой фортепианной Сонаты ре мажор - именно с нее началась настоящая истерия среди матерей, одержимых навязчивой идеей воспитать гениев из своих детей. В 1993 г. благодаря усилиям американской исследовательницы Фрэн Роше весь мир узнал об "эффекте Моцарта". Ученая рассказала, что прослушивание этой музыки от 10 до 30 минут в день заметно повышает шансы ребенка на будущее поступление в лучший университет. Вольфанг Амадей Моцарт стал своеобразным оплотом американской мечты, поселившейся в головах домохозяек-родительниц.

Сегодня, когда миф развенчан, ученые готовы признать, что классические музыкальные произведения действительно способствуют развитию ребенка. Однако, по мнению невролога из американского Северо-Западного Университета, доктора Нины Краус, наилучший эффект оказывает не простое прослушивание, а именно самостоятельная игра на музыкальном инструменте. "Раннее начало обучения игре сосредоточивает ребенка. В результате он лучше успевает по абсолютному большинству школьных предметов", - говорит доктор Краус.

Результаты исследований показывают, что дети, владеющие музыкальными инструментами, проще адаптируются к условиям многозадачности. А значит, и быстрее переступают через ментальный порог от младшей школы к средней. Кроме того, психологические тесты подтвердили, что классическая музыка делает ребенка спокойнее, снимает напряжение и помогает избавиться от тревожности. В итоге это приводит к снижению уровня агрессии. Фактически, специалисты готовы рекомендовать всем детям заниматься музыкой как обязательным предметом хотя бы школьной программы. И играть на таких уроках нужно отнюдь не только произведения великого Моцарта.

Ольга ЗАНДЕР |
Выбор читателей