Томас Витенберг. ФОТО: AP |
За холмами (Dupa Delauri), Румыния, 2012
Режиссер: Кристиан Мундж
В ролях: Космина Стратан, Кристина Флютур, Валериу Андриута
Жили-были в одной приютской комнате две девочки-сиротки. Когда их по возрасту выкинули из казенного дома, одна поехала на заработки в Германию, другая ушла в румынский монастырь. Поскольку их связь не прерывалась, однажды девицы встретились, чтобы снова быть месте. С Войкицей к ее 25 годам произошла перемена: теперь вера заставляет ее отринуть притязание Алины на дружбу (и, вероятно, нечто большее). Она предлагает подруге постричься в монахини и забыть слово "любовь" применительно к плотским отношениям. Алина на почве отринутых притязаний переживает острый психоз, так что даже галоперидол не помогает. Ее то и дело колотит трясучка, хотя она пытается принять монастырский устав. Остается только одно средство – так называемая "отчитка" под руководством монастырского духовника.
Каннский любимчик Кристиан Мунджу, с победы которого в 2007 г. мир узнал о румынской "новой волне", пытается доказать, что предыдущий триумф не был случайностью. Кино снято по мотивам реальной истории, описанной в книге "Смертельная исповедь" журналистки Татьяны Никулеску. Случай экзорцизма со смертельным исходом стал темой для многих таблоидов Европы, поскольку в этом событии преломилось множество современных суеверий и отразилась вся глубина пропасти между секулярным и религиозным взглядом на мир. Режиссер не испытывает никакого сочувствия к последнему, в его картине верующие предстают слабыми и забитыми мракобесами, хотя автор всячески открещивается от модных нынче в православной среде обвинений в кощунстве и богоборчестве. Вместо внятного высказывания Мунджу с документальной тщательностью (тут стоит отдать должное игре актеров) копается в извивах непостижимых (для него) аспектов женской религиозности и сексуальности, решая задачу в лоб, чем наглядным образом снижает философскую ценность своих обобщений. Лента смотрится скорее истерическим выплеском эмоций, чем серьезным исследованием души.
Беззаконники (Lowless), США, 2012
Режиссер: Джон Хиллкоут
В ролях: Том Харди, Гэри Олдман, Гай Пирс, Шиа ЛаБеф, Джессика Честин, Мия Васиковска
В основе сценария, написанного культовым певцом Ником Кейвом, лежит документальный роман Мэтта Бондуранта о семейке бутлегеров. Очередная true story: на титрах мы видим фотографии реальных преступников, в фильме предстающих сущими ангелами, сражающимися с подлой полицией. Но поскольку в киномифологии вопрос о том, кто хороший, а кто плохой парень, лежит в области симпатий авторов, а не какого-то там писаного закона, мы сочувствуем жестоким преступникам, защищающим огнем и мечом от брутальных федералов право на торговлю самогоном.
Фильм снят по классическим американским канонам: жутко кровав, динамичен, насыщен отличной музыкой (подбор Кейва), набит звездами... хотя и оставляет ощущение, что попал в каннскую программу по оказии. Ничего выдающегося. Однако с недавних пор крупнейшие европейские фестивали повернулись к заокеанскому мейнстриму, особенно сделанному режиссерами не из большого Голливуда.
Хиллкоут – австралиец, снимавший клипы для Depeche Mode и Maroon 5, продолжатель лучших традиций гангстерского кино, где натурально простреленный навылет в пяти местах "герой" выживает потому, что он крутой, а его противникам отрезают яйца ― и так им и надо. Правда, нельзя сказать, что сюжет лишен оригинальности: в центре младший брат криминальной семейки, который, как ни пытается, не может достаточно разозлиться, чтобы кого-нибудь застрелить.
Чего-то экстраординарного в плане конкуренции с другими фильмами конкурса бандитская сага не представляет, но сам по себе снят очередной классный ретробоевик, который можно смело рекомендовать к просмотру. Как он будет называться в русском прокате, пока не ясно.
Охота (Jagten), Дания, 2012
Режиссер: Томас Винтерберг
В ролях: Маддс Миккельсен, Анн Луиз Хассинг, Томас Бо Ларсен
Как вы уже догадались, перед нами реальная история. По сюжету герой Маддса Миккельсена (помните главного злодея из бондовского "Казино "Рояль"?) становится жертвой клеветы и диффамации.
Работая в детском саду, разведенный отец 14-летнего подростка Лукас нечаянно задевает чувства пятилетней (!) девочки, не обращая должного внимания на столь раннее проявление ее интереса к мужчинам. Смышленый ребенок, дочка лучшего друга, в отместку за равнодушие воспитателя придумывает историю о том, что тот ее сексуально домогался – "показывал своего дружка".
Маленький городок, где все знакомы и дружат, внезапно превращается для Лукаса в подобие фон-триеровского Догвилля. У человека ломается не только карьера, личная жизнь, но и судьба, вся прошлая жизнь летит к черту. Ребенок быстро раскаивается, но отмыться от подобного обвинения просто невозможно, поскольку любые попытки детей взять свои слова назад трактуются в таких ситуациях как вытеснение невыносимых переживаний.
Винтерберг выбрал очень подходящий момент для подобного фильма: Европа (в том числе и Россия, особенно в последнее время) пала жертвой массового психоза на тему детской сексуальности, которая отвергается социумом начисто. Теория Фрейда тотально переосмысливается современным обществом в самом реакционном ключе и отрицается: взрослые, подсознательно испытывая сексуальное влечение к малолетним, запрещают себе даже думать о том, что у детей могут быть ответные эротические чувства. Несовершеннолетние в наше время – неприкосновенные бесполые ангелы, лишенные каких бы то ни было сексуальных эмоций. Причем по закону. Практически любого родителя, особенно мужского пола (не говоря о воспитателях и учителях), сегодня можно обвинить в педофилии по малейшему подозрению, просто со слов ребенка. Способов оправдаться не существует. Даже если полиция тебя не арестует (все говорит против обвинений), становишься изгоем с несмываемым пятном на репутации.
Маттс Миккельсен очевидно претендует этой ролью на главный мужской приз, да и в целом картина сильная, вполне в каннском стиле, к тому же насыщена столь приятным глазу критиков антиевропейским мизантропическим духом, свойственным последователям "Догмы 95". Винтерберг когда-то снял первый фильм этого киноманифеста – "Торжество"; а сейчас его "Охота", выполненная в классической технике, – первый за 14 лет фильм на датском языке, попавший в каннскую программу.