ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В роли главного докладчика выступил доктор политических наук, президент РЖД Владимир Якунин. Полчаса он рассказывал о чем-то важном, но мало понятном собравшимся журналистам. По окончании доклада часть слушателей облегченно выдохнула и направилась в помещение, где был приготовлен фуршет. Корреспондент "Yтра" одна из немногих упорно продолжала слушать выступления других докладчиков – уж больно хотелось понять, чем новая Конституция должна оказаться лучше старой.
Получить вразумительный ответ на этот вопрос из уст ораторов никак не удавалось – создавалось ощущение, что они и сами его не знают. Хотя это досадное обстоятельство нисколько не мешало им выражать свой восторг.
Соавтор проекта новой Конституции, член-корреспондент РАЕН Вардан Багдасарян, начал приводить в пример конституции других стран. Оказалось, что на Западе их меняют каждые 15 – 20 лет, а мы уже 21 год не меняли. То есть давно пора.
По подсчетам Багдасаряна, "ценностно-выхолощенных Конституций" в мире 8%, "и мы со своей Конституцией находимся в меньшинстве". Кроме того, у многих стран есть какой-то девиз (например, в Польше – "Бог, честь, Отчизна"), и здесь Россия снова попадает в меньшинство – живет, бедная, без девиза.
Затем докладчик немного процитировал Достоевского. Следующие лекторы обращались к Чехову и Горькому. Как выяснилось позже, в создании проекта Конституции "поучаствовали" не только классики русской литературы: в общей сложности, над проектом трудились 400 человек, было подготовлено 150 научных докладов.
В качестве примера, на который надо равняться, Вардан Багдасарян привел Венгрию – с 1 января там вступила в силу новая Конституция, которая гласит, что венгерский народ "объединяет Бог и христианство". "С критикой на них сразу обрушился Евросоюз, но маленькая Венгрия смогла ответить Брюсселю, а мы, страна, занимающая одну седьмую часть суши, не можем", – подытожил Багдасарян.
Другой соавтор проекта, доктор наук, гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин высказался кратко и емко: "Наша страна должна быть, и должна быть всегда, это и есть национальная идея".
По мнению Сулакшина, страны, которые успешно развиваются – США, Британия, Китай, – имеют свои национальные идеи. В России же национальная идея запрещена действующей Конституцией, вот поэтому-то она и находится с 1985 г. в "сфере неуспешности, и сейчас движется в ту же сторону".
На этом месте та часть аудитории, которая еще не отбыла на фуршет, нервно зашевелилась, впав, видимо, в замешательство. Было совершенно не понятно, как мы можем двигаться в какую-то неправильную сторону, ведь у нас же Путин – президент.
Однако оратор быстренько уточнил: вообще-то, мы с Владимиром Владимировичем правильно идем, но нас могут наставить на неправильный путь недавние заявления о необходимости децентрализации. А тут еще старая Конституция висит камнем на шее. Одним словом, Родина в опасности, надо срочно менять Основной закон.
По словам Степана Сулакшина, либеральная модель государства, когда общество содержит власть на налоги, а государство предоставляет населению за это сервисные услуги, нам не подходит. "Нам нужен духовный идейный компонент, а не жующее общество!" – заявил оратор, войдя в противоречие с самим собой, ведь всего за десять минут до этого он ставил в пример США.
"Цензура – она сегодня запрещена! – возмущенно воскликнул Степан Сулакшин. – Но ведь имеются разные виды цензуры! Нравственная цензура убережет наших детей от растления". Закончил он свой доклад угрожающе: если предлагаемая Конституция не будет принята, Россию ждет повторение событий 1917 и 1991 года.
В целом, после мероприятия возникло ощущение, что новая Конституция получилась похожей на огромное болото. Единственное, что вышло на самом деле хорошо, так это шикарный фуршет с красной рыбой.