Соглашение об ограничении добычи нефти странами ОПЕК и рядом других нефтедобывающих государств заметно повысило инвестиционную привлекательность России. Этот договор привел к резкому увеличению цен на черное золото, что спровоцировало приток капиталов в фонды российских акций. Всего за неделю инвесторы вложили в них $451 млн, пишет Financial Times. В таком объеме средства не поступали с I квартала 2011 года.
Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС
Дополнительные условия для роста создает победа Дональда Трампа на выборах в США и рост вероятности смягчения антироссийских санкций, считают аналитики Citi. Уходящий год, по их мнению, вообще стал звездным для российского фондового рынка. Он прибавил 48% с января и 20% - с ноябрьских выборов американского президента. При этом развивающиеся рынки в целом выросли лишь на 10% с начала года и снизились на 2,5% после триумфа Трампа.
Благоприятные внешние факторы, помноженные на хорошие показатели бюджетно-налоговой политики, государственного и частного долга, уровня резервов и инфляции позволили России впервые за семь лет обогнать Китай в рейтинге развивающихся стран, который с 2009 года составляет Bank of America Merrill Lynch. Правда не стоит забывать, что ключевым фактором оценки экономического развития остается все-таки рост ВВП, а здесь КНР по-прежнему оставляет нас далеко позади. Но в целом на данный момент перспективы российской экономики выглядят весьма неплохо на мировом фоне.
В глобальном плане уходящий год принес много непредсказуемых событий, причем эта непредсказуемость исходила скорее от политиков, а не от финансистов, отмечают эксперты. Brexit, победа Трампа и конституционный референдум в Италии шокировали рынки. Следующий год обещает стать не менее напряженным для инвесторов, он полон потенциальных рисков.
В зоне повышенного внимания - ЕС. Британское правительство пообещало, что к концу марта начнется процесс выхода страны из содружества: с подобной угрозой Евросоюз еще не сталкивался. Повышенную нервозность вызывает также ожидание президентских выборов во Франции, где набирают силу настроения о Frexit. А от такого удара ЕС и еврозона уже вряд ли оправятся.
Любопытство, смешанное с тревогой, вызывают перспективы американской политики. На первый план выходит проблема взаимоотношений США и Китая с их тесными экономическими связями и нарастающими геополитическими противоречиями. Телефонный разговор Трампа с президентом Тайваня Цай Инвэнь, вызвавший бурю негодования в Пекине, в этом плане весьма показателен.
Приход к власти в США бизнесмена может в значительной мере изменить и сложившуюся экономическую парадигму. Насколько глубокими окажутся эти изменения и как аукнутся остальному миру, сегодня предсказать сложно. Но большинство экспертов сходятся в ожидании дальнейшего повышения процентной ставки ФРС, возможно, более быстрого, чем планировалось еще недавно. Это означает укрепление доллара, что не лучшим образом повлияет на развивающиеся рынки.
Но Россия оказалась достаточно устойчивой к воздействию всех негативных мировых трендов этого года. Рубль показал себя неплохо в отношениях с долларом, ему удалось лучше справиться с ситуацией, нежели многим другим валютам. И пока есть все основания полагать, что в будущем году, по крайней мере в первой его половине, такой статус-кво сохранится.
Ожидается, что соглашение об ограничении добычи нефти, которое начнет действовать с января, приведет если не к росту цен на черное золото, то как минимум к их стабилизации на текущем уровне в районе $55 за баррель. Между тем даже заложенной в российском бюджете среднегодовой цены в $40 за баррель, по мнению аналитиков, достаточно для поддержания хотя бы символического роста российской экономики и сохранения курса рубля на средних значениях этого года.
При более высоком уровне нефтяных котировок российская валюта имеет все шансы еще немного подорожать, но не слишком – чрезмерного укрепления не допустит ЦБ. При слабом росте ВВП сильный рубль не выгоден государственному бюджету, обремененному социальными обязательствами, и экспортерам.
Вместе с тем не стоит предаваться преждевременной эйфории: позитивные тенденции могут оказаться обманчивыми. Многие эксперты сомневаются, что договор об ограничении нефтедобычи будет реально соблюдаться. Определенные опасения внушает ситуация в банковской сфере, где продолжаются чистки, а в зоне риска находятся и крупные банки с десятками и сотнями тысяч клиентов. В целом российская экономика по-прежнему сильно зависит как от внешних факторов (цены на нефть, санкции), так и от внутренних (плохой бизнес-климат, регуляторные, кредитные и прочие риски). А устойчивый рост в некоторых отраслях, который наблюдался в этом году, в значительной мере обусловлен снижением издержек и девальваций рубля.
Наступающий год обещает быть интересными и пока сулит России хорошие возможности, но без структурных реформ в экономике они могут остаться нереализованными.