Россия сдает в утиль атомных "Кальмаров"

Остается надеяться только на "Бореи"

Через два года в составе ВМФ РФ практически не останется легендарных советских "Кальмаров". Это огромные стратегические подлодки, вооруженные ракетами Р-29Р с разделяющейся головной частью и дальностью до 8 тыс. километров.

Основная часть "Кальмаров" утилизирована в 2000-х при активном участии США и Канады, которых совершенно не радовало существование таких ракетоносцев в природе. Достаточно вспомнить "Борисоглебск", который в 2008 г. отправили на завод "Звездочка". Интересно, что контракт на утилизацию предприятие заключило с МИД Канады и Пентагоном. Выгрузку отработанного топлива финансировала Канада, а утилизацию корпуса и формирование из него 3-отсечного блока – США.

В итоге остались в строю два "Кальмара" – модернизированная по спецпроекту КС-129 "Оренбург", которую некоторые эксперты считают одним из потенциальных носителей "царь-торпеды" с ядерной установкой, и К-44 "Рязань", завоевавшая в прошлом году приз Главнокомандующего ВМФ за выполнение стрельб. В 2000-х гг. ей посчастливилось пройти капремонт, и утилизация лодку миновала.

Несколько лет в подвешенном состоянии находились списанные лодки "Подольск" и "Святой Георгий Победоносец", бывшие в составе Тихоокеанского флота. Уже несколько лет как их решили утилизировать, но моряки долго сомневались. Слишком не хотелось избавляться от надежных подлодок, пусть они даже и практически выработали свой ресурс.

Но, как написали в пятницу "Известия", ссылаясь на источник в Главкомате ВМФ, принято принципиальное решение о замене "Кальмаров" на подлодки "Борей", вооруженные ракетами "Булава". Таким образом, из "Кальмаров" в составе флота останутся "Рязань" и спецподлодка "Оренбург". Остальные две лодки утилизируют на ДВЗ "Звезда".

И военные, и эксперты отмечают крайне высокую надежность атомоходов "Кальмар". За годы службы с ними случалось более десяти ЧП – от пожара из-за окурка до столкновения с американской подлодкой в 1981 году. Однако каждый раз умелые действия экипажа и надежная техника помогали избежать массовой гибели людей. Ни один "Кальмар" не затонул и не сгорел.

Ожидающий утилизации "Подольск" в 1980 г. совершил "автономку" подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. А в некоторых местах лодка шла на предельно малой глубине, когда от рубки до ледяного панциря было всего 3-4 м, а глубина под килем 4-5 метра. Командир похода и капитан получили тогда звезды Героев Советского Союза.

Не менее славная история и у "Георгия Победоносца", который совершил в 1983 г. трансантарктический переход в условиях полярной ночи. При форсировании Чукотского моря субмарина дважды столкнулась со льдинами, в результате чего был серьезно поврежден корпус. Однако экипаж своими силами устранил повреждения, и лодка продолжила путь. В 2016 г. экипаж "Победоносца" стал победителем соревнований на приз главкома ВМФ среди ракетных подводных лодок стратегического назначения. Вряд ли за год лодка превратилась в хлам, который необходимо утилизировать. Тем не менее решение принято: "Кальмары" полностью выработали свой ресурс и больше не могут находиться в составе флота.

Конечно, это устаревшая подлодка по сравнению с "Бореем", но очень надежная. "Борей" более продвинутая. Однако ее эксплуатация только началась. То же самое можно сказать и о ракете "Булава", с которой в начале испытаний было много проблем. Сейчас в строю ВМФ РФ три "Борея" и еще пять строится. Остается только надеяться, что они не подведут.

Выбор читателей