Центробанк стрижет купоны

Свои рубли ЦБ производит, можно сказать, из воздуха, этим инфляционным озоном накачивает экономику, а взамен получает полновесную "капусту", которую сдает за рубеж

Что такое наш Центральный Банк? Ну, что это "государство в государстве", причем очень богатое государство в государстве, богатом не очень, – сие понятно. Раздражение и зависть по данному поводу давно клубятся в стенах Госдумы и коридорах исполнительной власти – ныне эти эмоции материализовались в проект нового закона "О Банке России", очередное чтение коего намечено на среду. Предусматриваемая законопроектом сложная конструкция, в которой поверх "независимого" ЦБ надстраивается т.н. Национальный банковский совет, как раз и призвана сделать таинства главной финансовой кухни страны доступными более широкому кругу алчущих. Последние движимы, смеем надеяться, не только здоровым аппетитом, но и не менее здоровым любопытством: ведь хочется разобраться, что там, как говорил один литературный персонаж, "у ней внутре".

Например, хочется понять, почему мы сильно впереди планеты всей по удельной (на душу населения) численности аппарата центрального банковского учреждения. В России на 100 тысяч жителей приходится 55 служащих ЦБ, что в 7 раз больше, чем в США, и в три раза больше, чем в Европе. Правда, по абсолютной численности работников Центрального Банка Россия несколько уступает Китаю, но и его уверенно (в 5 раз) опережает по удельному показателю. В чем причина этого? Люди в нашем ЦБ подобрались сплошь ленивые, или, может, функций у этой конторы чересчур много? В самом деле, Банк России не только отвечает за денежное обращение, но и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, тогда как во многих странах эти функции разделены. Но мало того – российский Центробанк еще и сам действует, причем весьма успешно, как коммерческая организация. Вот об этой-то его ипостаси стоит поговорить особо.

В своей коммерческой деятельности Банк России принимает деньги на депозит, размещает их на зарубежных счетах, ссужает в долг (не только правительству, но и коммерческим банкам), приторговывает драгоценными металлами, оперирует ценными бумагами, участвует в уставном капитале кредитных организаций. Вся эта активность находит отражение в годовом отчете ЦБ. В ночь с 15 на 16 мая такой отчет за 2001 год и аудиторское заключение по нему, подготовленное фирмой "Юникон", поступили в Госдуму. Почему ночью? А потому, что по закону указанные документы должны представляться в нижнюю палату парламента не позднее 15 мая; Совет директоров ЦБ утвердил отчет 14 мая, но с раннего Yтра и до позднего вечера следующего дня при участии аудиторов отчет еще правился и правился, и точно в срок правщики не поспели. Вообще говоря, данный отчет – вещь в известном смысле условная. Ведь Центробанк сам устанавливает для себя правила бухучета и, соответственно, отчетности, причем только за последний год эти правила корректировались 40(!) раз. Кстати, согласно проекту нового закона "О Банке России", в последующем подобные правила будет определять Национальный банковский совет. Отчет же за прошлый год (который должен быть рассмотрен Госдумой тоже на этой неделе) составлен по старинке. Это вовсе не значит, что сей документ не заслуживает внимания – отнюдь, еще как заслуживает. Ну, тем хотя бы, что показанная в нем прибыль ЦБ, половина которой по закону перечисляется в федеральный бюджет, увеличилась по сравнению с 2000 года в 4,3 раза, или с 4,17 до 18,08 млрд. рублей. Интересно, когда все отечественные нефтяные компании окончательно подобьют бабки за 2001 год, многие ли из них смогут похвастаться прибылью почти в $600 млн.?

Указанная прибыль – а речь, подчеркнем, идет именно о прибыли Центробанка как коммерческой организации – могла бы быть и побольше. Хотя доходы ЦБ возросли на 27,7% (с 75,8 до 96,7 млрд. рублей) против 9,9% (с 71,6 до 78,7 млрд. рублей) роста расходов, последние вполне могли не только не возрасти, но даже сократиться. В 2001 году процентные расходы Банка России уменьшились на 2,2 млрд. рублей, или на 21,4%, а чистые расходы по созданию провизий (нормативных резервов) – на 5,1 млрд. рублей, или на 16,3%. Кстати, ранее в адрес ЦБ не раз звучали обвинения, что он сознательно занижает прибыль, направляя на создание провизий неоправданно большую долю доходов. Критику, стало быть, учли. Однако полученная экономия была с лихвой покрыта резким ростом затрат по статьям "прочие операционные расходы" (то есть, грубо говоря, производственные издержки) и "расходы на содержание персонала" – соответственно, на 7,8 млрд. рублей (на 63,1%) и на 7,3 млрд. рублей (53,4%). Можно прямо сказать, что средства, сэкономленные на процентных расходах и создании провизий, были использованы на то, чтобы поднять и без того немаленькие зарплаты сотрудников (2,2+5,1=7,3). Нетрудно подсчитать, что средняя зарплата этих счастливчиков (включая мелких клерков, официанток, уборщиц и т.д.) превышала в прошлом году 22 тыс. рублей в месяц, что примерно в пять раз больше, чем в среднем по народному хозяйству. Ну да бог с ними, с зарплатами. Посмотрим лучше, откуда берутся доходы сего почтенного учреждения.

Основные доходные статьи ЦБ, обеспечивающие в сумме свыше 95% всех поступлений, – это "процентные доходы" (37,8% в 2001 году), "доходы от операций с драгоценными металлами" (36,6%) и "доходы от операций с ценными бумагами" (21,0%). Доходы по последней статье остались в прошлом году практически на прежнем уровне – 20,4 млрд. рублей против 22,0 млрд. годом ранее. А вот на торговле драгметаллами Центробанк заработал 35,6 млрд. рублей – на 12,7 млрд., или на 55,6% больше, чем в 2000 году. Однако эта сфера его деятельности окутана покровом закона о государственной тайне, и комментировать указанную динамику мы не будем. Процентные же поступления (проценты по депозитам, кредитам, ценным бумагам) увеличились на 8,7 млрд. рублей, или на 31,3%, и принесли в копилку ЦБ 36,5 млрд. рублей. Данный рост напрямую связан с наращиванием валютных резервов, кстати, в нынешнем мае уже превысивших (вкупе с золотым запасом) $40 млрд. В балансе Банка России основная масса этих резервов учитывается по статье "средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов". Если с 01.01.2001 г. по 01.04.2002 г. активы ЦБ суммарно возросли на 395,1 млрд. рублей (с 1346,1 до 1741,2 млрд., или на 29,4%), то активы по указанной статье – на 340,2 млрд. рублей (с 697,8 до 1038,0 млрд., или на 48,8%). Иными словами, прирост валютных резервов обеспечил свыше 86% суммарного прироста активов. Наращивание же валютных резервов происходит, как известно, путем скупки долларов у экспортеров за эмитируемые Центробанком рубли.

Так что же получается? Свои рубли ЦБ производит, можно сказать, из воздуха, этим инфляционным озоном накачивает экономику, а взамен получает полновесную "капусту", которую сдает за рубеж и, как добропорядочный рантье, исправно стрижет купоны. Вот это-то приятное во всех отношениях занятие и составляет сердцевину его коммерческой деятельности. И пока цены на нефть высоки, если и стоит удивляться по поводу взлета прибылей Центробанка, то исключительно тому, что они растут столь медленно: почему лишь в четыре раза – почему не в шесть или восемь?

Выбор читателей