Российское оружие хуже американского

Имидж России как страны, способной производить современную боевую технику, в большей степени страдает от общего состояния дел в государстве, нежели от плохой работы конструкторов или производителей

Как известно, до последнего времени считалось, что производство современных вооружений – одна из немногих высокотехнологичных отраслей, где Россия по-прежнему сохраняет лидирующие позиции на мировой арене. В настоящее время и это положение оказалось поставленным под сомнение некоторыми зарубежными военными экспертами.

Так, по мнению опрошенные журналом Defense Week специалистов по вооружениям российские истребители уже не смогут угрожать американскому многоцелевому истребителю последнего поколения F-22. В прошлом году два прототипа этого боевого самолета были представлены конкурировавшими компаниями Boeing и Lokheed Martin. По результатам испытаний лучшим был признан самолет Lokheed Martin. ВВС США предполагают в течении ближайших лет закупить 339 этих боевых машин. Программа разработки истребителя F-22 обошлась американским налогоплательщикам в $70 миллиардов. Вместе с тем, те же эксперты отмечают, что состоящие сегодня на вооружении ВВС США истребители F-15 и F-16 все же уступают российскому Су-27.

Характерно, что в связи с этим особую тревогу Пентагона вызывают не столько ВВС России, создательницы этой прекрасной машины, сколько военно-воздушные силы Китая. До 2001 г. Китай закупил у России 70 самолетов Cу-27 и Cу-30, еще 200 таких машин должны быть произведены в Поднебесной по лицензии.

В области производства танков, по мнению западных экспертов, российские машины также потеснены своими зарубежными конкурентами. Согласно подготовленному исследовательской фирмой Forecast International танковому рейтингу, первое место занял модернизированный немецкий танк Leopard-2 (производитель - компания Krauss-Maffei Wegmann). На втором месте американский M1A2 Abrams (General Dynamics Land Systems), на третьем - японский Type 90 (Mitsubishi Heavy Industries). В японской машине использован ряд германских узлов и деталей. На четвертом месте израильский Merkava Mark IV (Israel Ordnance Corps.). Далее в списке французский Leclerc и британский Challenger-2, опередившие российские и китайские модели танков. По мнению авторов рейтинга, главные недостатки российских боевых машин: низкий уровень живучести и надежности.

Вместе с тем, несмотря на доводы иностранных специалистов, преждевременно делать выводы относительно недостаточной конкурентоспособности российских вооружений по сравнению с западными системами. В чем иностранные эксперты действительно правы, так это в том, что США добились лидерства в определенных перспективных разработках. Действительно, большинство современных российских систем вооружений было разработано и спроектировано еще в советский период, то есть в лучшие с финансовой стороны годы. Эти образцы в большинстве своем ни в чем не уступают, а зачастую и превосходят западные аналоги, что хорошо видно на примерах того же Су-27, или российских/советских атомных подводных лодок, или зенитно-ракетных комплексов. Ряд зарубежных специалистов открыто признают, что на Западе еще долго не смогут создать аналоги нашего вооружения. Когда же речь заходит о дальнейших разработках, ситуация действительно меняется не в пользу современной России, которая ни при каких условиях не сможет выложить $70 млрд, на разработку нового самолета, как это было с американским F-22.

С другой стороны, заключения зарубежных экспертов о худших боевых и эксплуатационных качествах российской техники нельзя принимать однозначно. Многое здесь зависит от критериев и способов самой оценки. Не секрет, что та же "Буря в пустыне" выявила значительное количество выходов из строя западной бронетанковой техники из-за конструкторских недоработок и дефектов изготовления. Не совсем понятно, на основе чего иностранцы и судили о живучести и надежности российских танков. Для получения наиболее объективного вывода надо иметь достаточно полную картину по результатам полевых испытаний, а главное – боевых действий. Вряд ли эти эксперты располагают такими данными в полной мере.

В связи с этим, надо заметить еще один важный момент: крайне негативно на имидже российской боевой техники сказывается и низкое качество ее боевой эксплуатации в самой России, равно как и низкая подготовка командного и рядового состава. То, что в декабре 1994 г. в Грозном боевиками была расстреляна танковая колона, не говорит о низкой надежности и живучести самих танков, а только лишь о головотяпстве командования и неподготовленности экипажей, которые не смогли обеспечить правильное использование техники. Окажись в этих условиях на месте наших машин американские или другие танки, их ждала бы похожая судьба. Так же нельзя делать однозначных выводов о российской боевой технике и по самому факту гибели АПЛ "Курск". Одним словом, имидж России как страны, способной производить современную боевую технику, равно как и самой техники, в большей степени страдает от общего состояния дел в стране, нежели от плохой работы конструкторов или производителей.

Выбор читателей