СМИ: заложников соберут в "Норд-Осте"

Пресса: всех заложников снова соберут на "Норд-Осте", на этот раз – для проведения следственного эксперимента. В медицинском свидетельстве многих погибших людей значится: "причина смерти не установлена"

Сегодня, как обычно, "Yтро" представляет обзор печатной прессы. Следите за обновлениями.

Газета "Жизнь" сегодня рассказывает о судьбе некоторых из бывших заложников. Так, Оксана Игнатовская, которую террористы выпустили из театрального центра в день захвата, родила девочку. Отец новорожденной, бывший в плену все три дня, сейчас находится токсикологическом отделении НИИ им. Склифосовского. Другая пара, молодожены из Одессы, пришли на модный мюзикл и оказались в числе заложников. Георгий все время пытался приободрить жену. Лена теперь находится в терапевтическом отделении больницы N7. Придя в себя, она сразу спросила про мужа. Врачи не смогли скрыть правду, и когда она пошла на поправку, рассказали, что он погиб.

"МК" стало известно, что всех заложников снова соберут на "Норд-Осте", на этот раз – для проведения следственного эксперимента. Уголовное дело по событиям в ДК возбуждено сразу по трем статьям УК РФ: "Терроризм, "Захват заложников" и "Убийство". На офицера милиции, помогавшего террористам снаружи, оперативники штаба вышли сразу после того, как были расшифрованы все разговоры по мобильным телефонам рядом с захваченным зданием. Это старший офицер, сотрудник милиции среднего звена, подполковник, который работал в ГУВД Москвы по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. Газета опубликовала еще один интересный факт - в медицинском свидетельстве многих погибших людей значится: "причина смерти не установлена". Вскрытие проводилось по всем правилам, но заключение судебно-медицинской экспертизы до сих пор неизвестно.

Как пишет сегодня "Независимая газета", психиатр Михаил Виноградов, готовивший спецназовцев, провел анализ состояния заложников и спецслужб во время штурма. Люди, загнанные, как стадо, все вместе, без еды и воды, испытывали страх и ненависть к силовым структурам и своему государству, которое не смогло их защитить. Заложники начинали мыслить категориями террористов, верить, что опасность может прийти со стороны спецслужб во время штурма. Для сотрудников спецподразделений существовала одна задача - уничтожить врага, поэтому страха они не испытывали. К подобным операциям их готовят всю жизнь, и говорить о психологической травме здесь не уместно, в отличие от людей, переживших захват, для них это останется отпечатком на всю жизнь. Подобный страх не забывается, и в дальнейшем они не обойдутся без психологической помощи. Проблемы могут возникнуть с сердцем, сосудами, также язвенные болезни - и все это называется дезадаптацией организма. Из здоровых люди навсегда превращаются в больных. Однако, если бы штурм прошел быстрее, то события оставили бы меньший след.

Президент России, пишут "Ведомости", сделал выводы по горячим следам теракта. До диктатуры, правда, еще далеко, однако некоторые свободы будут ограничены. Речь идет о законодательных мерах, направленных на усиление паспортного режима и режима прописки, а также некоторых ограничениях свободы СМИ. Очевидно, что контролирующие органы сейчас сильно стеснены нынешним законодательством и вынуждены "им помыкать". Поэтому Минпечати вышло далеко за рамки закона, запретив вещать телеканалу "Московия" в кризисной ситуации. Теперь власть хочет получить право нарушать действующие законы хотя бы в "экстремальных случаях". Вывод руководителей государства однозначен – во всем виновата свобода, а уж с ней-то расправиться они всегда готовы. Тем более, что сделать это гораздо проще, чем воевать с чеченцами.

"Комсомольская правда" поднимает вопрос о том, почему в штурме захваченного здания не участвовали ребята из московского специального отряда быстрого реагирования (СОБР). На их счету за десять лет 3,5 тыс. освобожденных заложников. Это отборные бойцы-универсалы: снайперы, подрывники, пулеметчики, гранатометчики, альпинисты, рукопашники и т.д. Все они – офицеры. Каждый награжден орденом или медалью. Но 16 сентября приказом министра внутренних дел это элитное подразделение было ликвидировано. Свыше сотни человек получили уведомление об увольнении. А на штурм мобилизовали милицейских кадровиков, паспортистов, финансистов, хозяйственников. Правда, в операции участвовали другие СОБРы – ГУБОПа и ГУВД. Офицеры оказавшегося ненужным СОБРа объясняют их отставку тем, что новое руководство МВД таким образом свело счеты с "наследием Рушайло".

"Труд" рассказывает о том, с помощью каких махинаций заработал себе на жизнь мошенник из Челябинска. Он находил девушек, предлагал им, ничего не делая, получать по 2 тыс. руб. в месяц, дав ему только свои паспортные данные. Он публиковал в Интернете письмо от их имени с сообщением о том, что они хотят выйти замуж за иностранца. Зазывалась нежная переписка, естественно, что письма писал сам мошенник. Невесту приглашали приехать в гости и высылали ей деньги на билет. Никто никуда не ехал, а вот негодяй стал владельцем шикарной квартиры и трех иномарок. По данным следствия, с 1998 г. "предприниматель" заполучил $300 тысяч.

"КоммерсантЪ" сообщает, что вчера лидеры белорусской оппозиции приехали в Москву на заседание клуба "Гражданские дебаты". Если до этого политологи мучались, как бы объединить две темы - "терроризм" и "Белоруссия", то лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько подкинул коллегам свежую идею: "Граждане нашей страны уже несколько лет являются заложниками Лукашенко!" Господин Немцов горячо поддержал своего друга: "А вы знаете, что пока в Москве была трагедия, Лукашенко направил телеграмму с поздравлениями Саддаму Хусейну? И поздравил его с победой на референдуме о продлении полномочий иракского диктатора". Бывший премьер-министр Белоруссии Михаил Чигирь добавил: "Российские дотации Лукашенко на один только газ составляют $400 млн в год. И все эти деньги он тратит на содержание силовых структур". У Лукашенко нашелся только один защитник - политолог Сергей Караганов, который разрешил давать деньги президенту Белоруссии, только если он обещает проводить приватизацию и соблюдать приличия.

Выбор читателей