Грузинский флот готов к морским боям

Эдуард Шеварднадзе заявил, что Совету безопасности республики поручено обсудить на ближайшем заседании "актуальную" проблему охраны акватории Черного моря и "просчитать шаги" в этом направлении

В грузино-абхазском противостоянии, похоже, назревает очередной виток. 10 февраля президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что Совету безопасности республики поручено обсудить на ближайшем заседании "актуальную" проблему охраны акватории Черного моря и "просчитать шаги" в этом направлении. В частности, глава государства заявил о необходимости усилить подразделения пограничников для защиты акватории страны.

На следующий день начальник штаба Департамента по охране госграницы Грузии Корнелий Салия разъяснил слова президента: "Все суда, следующие в Абхазию, во избежание транзита туда оружия, боевиков, наркотиков, контрабанды, будут проходить досмотр в Поти и только потом получать разрешение продолжить курс". Такие меры вызваны тем, что территория непризнанной республики не контролируется Тбилиси, по причине чего не исключается переброска в Абхазию нежелательных лиц и грузов.

Ответ из Сухуми последовал 12 февраля в виде достаточно жесткого заявления заместителя министра обороны Абхазии Гарри Купалбы. Как сообщил представитель военного ведомства, "абхазский ВМФ достаточно оснащен, чтобы контролировать свою акваторию и не допустить туда грузинские суда". По словам Г. Купалбы, все попытки "взять под контроль абхазскую акваторию приведут к столкновениям на море, что не входит в интересы ни одной из сторон". Официальный Сухуми подчеркивает, что досмотр судов неприемлем по политическим и экономическим мотивам. Кроме прочего, судовладельцы не желают нести лишние расходы, меняя курс.

Как известно, Служба береговой охраны Грузии была сформирована в 1996 году. Она состоит из двух дивизионов: "аджарского" и "потийского". Общее число сторожевых, спасательных и плавательных средств составляет 35 единиц. Год с лишним назад Турция передала Грузии ряд списанных судов.

О военно-морских силах Абхазии известно не так много. Например, что еще во время боевых действий с грузинскими формированиями в начале 90-х годов, абхазская сторона располагала несколькими быстроходными катерами. На сегодняшний день ВМС состоят из морской ударной группы катеров с реактивными установками, нескольких кораблей и авиации.

Между тем, как настаивает Совет Безопасности ООН, до 15 февраля Грузии предстоит решить вопрос о продлении мандата Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ) в зоне грузино-абхазского конфликта. "В Тбилиси будут вынуждены удовлетворить призыв генсека ООН продлить полномочия КСПМ, так как в случае их вывода зону конфликта покинут и военные наблюдатели ООН", - считает Купалба. В случае отказа Россия готова вывести свои подразделения, однако Абхазия в течение суток сменит их на местах дислокации. Предвидя такой вариант развития событий, абхазские военные провели в минувшем году несколько штабных учений, моделируя замену российских миротворцев на собственные силы.

В то же время, в Грузии произошло несколько нападений на российских военных. Так, 12 февраля в районе рынка в городе Зугдиди неустановленные лица бросили бутылку с зажигательной смесью в грузовик миротворцев. Как сообщил командир батальона сил КСПМ Руслан Символюк, в это время водитель ремонтировал двигатель, людей в автомобиле не было. В результате сгорел тент, пожар потушили с помощью местных жителей. А в минувшую ночь был обстрелян 301-й пост миротворцев, расположенный в южной части Абхазии, неподалеку от города Зугдиди. По данным командования, потерь среди военнослужащих нет.

Кроме того, в Грузии раздаются угрозы и в адрес российских журналистов. В частности, прекращена публикация материалов корреспондента "Независимой газеты" Анатолия Гордиенко. Тбилисскому собкору угрожают по телефону, советуя немедленно убраться из Грузии. В противном случае журналисту и его семье обещана скорая и жестокая расправа.


Выбор читателей