Кто подставил Олега Ивановича?

Против руководства московского "Спартака" возбуждено уголовное дело. Главным фигурантом является наставник "красно-белых" Олег Романцев, которому может грозить заключение сроком до семи лет

Бомба нового скандала вокруг детища братьев Старостиных разорвалась, когда в понедельник в СМИ появилась информация о том, что против руководства московского "Спартака" Генпрокуратурой возбуждено уголовное дело. Главным фигурантом стал наставник "красно-белых" Олег Романцев. Претензий к нему как к тренеру следственные органы, конечно, иметь не могут, а вот исполнение им обязанностей президента "Спартака" вызывает у прокурорских серьёзные вопросы.

В середине девяностых яркой звездой на небосклоне отечественного футбола засиял талант полузащитника "Спартака" Дмитрия Аленичева. В 1997 году он был признан игроком сезона в России, в апреле 1998 г. в полуфинале Кубка УЕФА забил потрясающий гол миланскому "Интеру". Вскоре на футболиста объявились зарубежные покупатели, одному из которых, итальянской "Роме", "Спартак" отказать был не в силах. Летом 1998 года Аленичев был продан в клуб из столицы Италии за семь миллионов долларов.

И вот теперь выясняется, что продажа Аленичева была осуществлена с грубейшими нарушениями отечественного законодательства. Для проведения операции по продаже игрока "Спартак" открыл счета в трех швейцарских банках, причем сделано это было без разрешения российского Центробанка. На эти счета итальянцы перевели причитающуюся за Аленичева сумму тремя траншами: один – три миллиона долларов, два других – по два миллиона. Никакие налоги с этих платежей в российский бюджет выплачены не были. Сумма ущерба, нанесенного государству, составила порядка полутора миллионов долларов.

Президентом "Спартака" на момент сделки являлся Олег Романцев, его подпись и стоит на всех документах по продаже Аленичева. Техническими деталями операции руководили его ближайшие помощники, отвечавшие за хозяйственную деятельность клуба: вице-президент Григорий Есауленко и генеральный директор Юрий Заварзин, ныне работающий в московском "Динамо". Именно Заварзина, Романцева, а также тогдашнего бухгалтера клуба Павла Панасенко и обвиняет Генпрокуратора. Всем троим грозит тюремное заключение сроком до семи лет по ст.199 ч.2 УК, предусматривающей наказание за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Чем бы ни закончилось разбирательство в "деле Романцева", ясно одно – в "Спартаке" очередной скандал. После длившегося полгода "дела Сычева", сопровождавшихся скандальными подробностями переходов Ващука и Смирнова и сотрясающих воздух заявлений Червиченко клуб вновь попал в орбиту общественного внимания по сугубо "неспортивным" причинам.

Как ни странно, выигравшим в этой ситуации может чувствовать себя нынешний президент "Спартака" Андрей Червиченко. Последние события как нельзя лучше укладываются в его теорию о глобальном заговоре против "Спартака". Первый удар по "красно-белым" нанес, по версии Червиченко, московский арбитр Валентин Иванов, назначивший пенальти в ворота "красно-белых" в игре с ЦСКА. После скандального матча Червиченко допустил ряд выпадов в адрес главы РФС, и, если следовать его логике, Колосков мог ответить на это, инициировав возбуждение уголовного дела. Однако дело было возбуждено ещё в конце марта, то есть до известных скандальных заявлений Червиченко. Это в прессу информация попала только сейчас.

Выигрышной позиция Андрея Червиченко кажется и с другой стороны. Возбуждение дела против бывшего руководства "Спартака" дает право его нынешнему руководителю сказать: "Смотрите, какие дела творились в клубе до моего прихода. Есауленко и Заварзин крутили Олегом Ивановичем как хотели". Собственно, в заявлении Червиченко, опубликованном на официальном сайте "Спартака", прямо указывается на то, что Романцева подставило прежнее руководство. А попутно с новым скандалом у руководства "красно-белых" появляется шанс вывести крайне неудачно играющую команду из-под критических стрел болельщиков (зимнюю заявочную компанию "Спартак" провалил, новички выглядят пока крайне невразумительно, и уж в этом-то Червиченко при всем желании не может обвинить ни Колоскова, ни прежних управленцев клуба).

На деле прокурорский "наезд" на "Спартак" скорее всего объясняется довольно просто. "Красно-белые" долгие годы считались самой финансово успешной командой России. А у нас в стране неизменным спутников капиталов, добытых на полях спортивных сражений, является интерес со стороны криминальных структур. Летом 1997 г. была расстреляна бывшая гендиректор "Спартака" Лариса Нечаева. То был первый признак того, что в руководстве "народной команды" творятся темные делишки. Кстати, дело об убийстве Нечаевой буквально на днях было изъято Генпрокуратурой у прокуратуры Владимирской области, которая уже почти шесть лет занималась этим расследованием. Похоже на то, что следственные органы всерьёз принялись за расчистку авгиевых конюшен в отечественном спорте.

Напомним, что три года назад против Олега Романцева уже возбуждалось дело по укрывательству доходов в особо крупных размерах. Тогда ему, ещё исполнявшему обязанности президента "Спартака", ставили в вину невыплату в бюджет налогов от выступления спартаковцев в сверхудачном сезоне Лиги чемпионов 1995/96 (помните знаменитые шесть побед в групповом этапе?). УЕФА начислил "Спартаку" солидное вознаграждение, налоги с которого Романцев выплатить в федеральный бюджет позабыл. В итоге "Спартак" заплатил пять миллионов рублей компенсации, а его президент (а по совместительству и тренер сборной страны) был успешно амнистирован. Три года назад, когда ещё ничто не предвещало масштабного кризиса в "Спартаке", этот эпизод остался незамеченным. Теперь, когда "красно-белые" откровенно начали "валиться", всё, что так или иначе касается команды, воспринимается слишком обостренно.

Романцеву же остается только посочувствовать. Его команда из рук вон плохо начала новый сезон, неделю назад умер старый друг Олега Ивановича известный актер Александр Фатюшин, теперь ещё и неприятности с прокуратурой. Черным получается 2003 год для тренера "Спартака".

Выбор читателей