Чапаев ненадолго воскресал в субботу

Один из древнейших народов России впервые за 400 лет собрался на огромный национальный праздник. На кургане, насыпанном из тысяч горстей земли, веками приносимой с могил предков, установили 300-килограммовую свечу. Свеча плакала




Эх, такое масштабное действо надо было бы с вертолета снимать, вздыхали в минувшую субботу журналисты, собравшиеся неподалеку от деревни Чукалы в мордовской глубинке. И было от чего вздыхать – возможно самый древний народ России впервые за 400 лет (!) собрался на огромный национальный праздник.

Под именем мордвы в России скрываются целых два народа: эрзяне и мокшане. Название "мордва", так же как и, например, вайнахи (чеченцы, ингуши и некоторые другие), является общим этнонимом для нескольких родственных народов. И у каждого своя культура, свой язык и верования. Древняя эрзянская религия, оказавшаяся под запретом еще в XVII в. с началом насильственной христианизации мордовских народов, все эти годы продолжала существовать скрыто. Проводились небольшие моления (озксы), исполнялись необходимые родовые обряды и семейные ритуалы. Но только несколько лет назад эрзяне смогли вновь заявить о природной вере открыто. Тогда и возникла мечта о возрождении главного праздника всего народа – Раськень Озкс.

Последний раз общее мордовское моление происходило аж в 1629 году! С тех пор, спасаясь от крепостного права и православия, мордва расселилась по обширной территории от Рязанской области до Дальнего Востока. Сегодня это один из крупнейших народов России, насчитывающий около миллиона человек, и проведение общенационального праздника должно, по мысли организаторов, способствовать его сплочению.

Место для праздника было выбрано не случайно. Под Чукалами стоит древний эрзянский "курган мертвых" – Мар. Этот невысокий холмик дорогого стоит, потому что насыпан из тысяч и тысяч горстей земли, веками приносимой эрзянами с могил своих предков. Это средоточие эрзянской веры в помощь предков-покровителей, зримое воплощение связи с прошлым, без которого, как известно, нет будущего. Накануне торжества на Маре установили гигантскую родовую свечу всех эрзян – Штатол. 300-килограммовая свеча из натурального воска, украшенная эрзянским орнаментом, символизирует веру и надежду на национальное возрождение.

В пять часов Yтра руководители моления принесли в жертву богам быка. Этого мы, правда, не увидели – жертвоприношение является сакральным действием, и его стараются не показывать. К десяти часам несколько тысяч участников и зрителей выстроились вокруг священного Мара. Моление началось с торжественного зажигания Штатола старейшинами эрзян. В абсолютной тишине начали читать молитву Высшему Богу – Инешкепазу. Люди воздевали руки к небу, прося заступничества и стойкости.

А затем начали оживать герои мордовской истории: в образе древних воинов и князей с обращением к народу на Мар выходили специально подготовленные к тому люди. Это не самодеятельность, а соблюдение правил ритуала. Последним выступал сам Василий Иванович Чапаев в лихо заломленной папахе, тоже оказавшийся мордвином.

Кульминацией праздника стал обход Мара и эрзянский хоровод. Длинная вереница людей из самых разных мест по очереди обходила Мар посолонь, бросая горсти привезенной с собой земли, подсыпая курган. Некоторые эрзяне везли землю с могил родственников за тысячи километров, только чтобы оставить ее в Маре. При выходе от кургана люди брались за руки, продолжая круговое движение по полю в хороводе. Руки при этом размыкать не положено, и вереница сворачивается в причудливую спираль. Так образуется символический "курган живых". А с разгоревшегося Штатола в это время как слезы капают на Мар капли воска. Все поют старинную эрзянскую песню. Сотни рук вновь тянутся вверх, к небу – эрзяне стоят перед богами и предками как единое целое.

По завершении обрядовых действий последовала обширная трапеза с варевом из жертвенного бычка. Под вечер все закончилось, хотя в средневековье мероприятие шло как минимум три дня. Приезжали не только семьями, но и целыми родовыми кланами, на повозках, с постелью и утварью. Здесь не только и не столько праздновали – накануне участники не употребляют алкоголь, стараются подойти к молению с чистыми помыслами. Во время праздника пьется обрядовая брага, изготавливаемая самими участниками. Раньше тут же и знакомились, общались, завязывали отношения, заключались торговые и брачные сделки.

Мы обратились с вопросом к старейшине эрзянского народа, главному устроителю возрожденного Раськень Озкса Григорию Мусалеву – а зачем сейчас, в наше стремительное время, такой праздник? "Он символизирует преемственность поколений, непрерывность связи между прошлым и будущим, – ответил старейшина. – Сегодня все мы впервые за четыре столетия ощутили эту связь, когда, взявшись за руки, вышли на поле. Просто дайте нам шанс выжить, выжить языку, культуре и религии. Больше мы ничего не просим".

Имя эрзянского народа попало в исторические источники намного раньше многих великих европейских народов – арабские путешественники упоминают народ Арса (Эрзя) и страну Артанию в Поволжье еще в середине I тысячелетия. Эрзяне одними из немногих смогли донести древние традиции до XXI века. А опыт возрождения Раськень Озкса показывает, что и архаичные ритуалы могут прекрасно адаптироваться к современным условиям. Отрадно было отметить, что на празднике присутствовали представители самых разных национальностей, живущих в Мордовии. Фонд спасения эрзянского языка, организовавший праздник, планирует устраивать его каждые пять лет. Так пожелаем мордовским энтузиастам удачи!

Выбор читателей