Курс рубля
- Ждать ли "апокалиптический" курс доллара: эксперты предупредили россиян
- Обменники массово закрываются по России после обвала доллара
- Минфин двумя словами объяснил причину обрушения рубля
|
Под именем мордвы в России скрываются целых два народа: эрзяне и мокшане. Название "мордва", так же как и, например, вайнахи (чеченцы, ингуши и некоторые другие), является общим этнонимом для нескольких родственных народов. И у каждого своя культура, свой язык и верования. Древняя эрзянская религия, оказавшаяся под запретом еще в XVII в. с началом насильственной христианизации мордовских народов, все эти годы продолжала существовать скрыто. Проводились небольшие моления (озксы), исполнялись необходимые родовые обряды и семейные ритуалы. Но только несколько лет назад эрзяне смогли вновь заявить о природной вере открыто. Тогда и возникла мечта о возрождении главного праздника всего народа – Раськень Озкс.
Последний раз общее мордовское моление происходило аж в 1629 году! С тех пор, спасаясь от крепостного права и православия, мордва расселилась по обширной территории от Рязанской области до Дальнего Востока. Сегодня это один из крупнейших народов России, насчитывающий около миллиона человек, и проведение общенационального праздника должно, по мысли организаторов, способствовать его сплочению.
Место для праздника было выбрано не случайно. Под Чукалами стоит древний эрзянский "курган мертвых" – Мар. Этот невысокий холмик дорогого стоит, потому что насыпан из тысяч и тысяч горстей земли, веками приносимой эрзянами с могил своих предков. Это средоточие эрзянской веры в помощь предков-покровителей, зримое воплощение связи с прошлым, без которого, как известно, нет будущего. Накануне торжества на Маре установили гигантскую родовую свечу всех эрзян – Штатол. 300-килограммовая свеча из натурального воска, украшенная эрзянским орнаментом, символизирует веру и надежду на национальное возрождение.
В пять часов Yтра руководители моления принесли в жертву богам быка. Этого мы, правда, не увидели – жертвоприношение является сакральным действием, и его стараются не показывать. К десяти часам несколько тысяч участников и зрителей выстроились вокруг священного Мара. Моление началось с торжественного зажигания Штатола старейшинами эрзян. В абсолютной тишине начали читать молитву Высшему Богу – Инешкепазу. Люди воздевали руки к небу, прося заступничества и стойкости.
А затем начали оживать герои мордовской истории: в образе древних воинов и князей с обращением к народу на Мар выходили специально подготовленные к тому люди. Это не самодеятельность, а соблюдение правил ритуала. Последним выступал сам Василий Иванович Чапаев в лихо заломленной папахе, тоже оказавшийся мордвином.
Кульминацией праздника стал обход Мара и эрзянский хоровод. Длинная вереница людей из самых разных мест по очереди обходила Мар посолонь, бросая горсти привезенной с собой земли, подсыпая курган. Некоторые эрзяне везли землю с могил родственников за тысячи километров, только чтобы оставить ее в Маре. При выходе от кургана люди брались за руки, продолжая круговое движение по полю в хороводе. Руки при этом размыкать не положено, и вереница сворачивается в причудливую спираль. Так образуется символический "курган живых". А с разгоревшегося Штатола в это время как слезы капают на Мар капли воска. Все поют старинную эрзянскую песню. Сотни рук вновь тянутся вверх, к небу – эрзяне стоят перед богами и предками как единое целое.
По завершении обрядовых действий последовала обширная трапеза с варевом из жертвенного бычка. Под вечер все закончилось, хотя в средневековье мероприятие шло как минимум три дня. Приезжали не только семьями, но и целыми родовыми кланами, на повозках, с постелью и утварью. Здесь не только и не столько праздновали – накануне участники не употребляют алкоголь, стараются подойти к молению с чистыми помыслами. Во время праздника пьется обрядовая брага, изготавливаемая самими участниками. Раньше тут же и знакомились, общались, завязывали отношения, заключались торговые и брачные сделки.
Мы обратились с вопросом к старейшине эрзянского народа, главному устроителю возрожденного Раськень Озкса Григорию Мусалеву – а зачем сейчас, в наше стремительное время, такой праздник? "Он символизирует преемственность поколений, непрерывность связи между прошлым и будущим, – ответил старейшина. – Сегодня все мы впервые за четыре столетия ощутили эту связь, когда, взявшись за руки, вышли на поле. Просто дайте нам шанс выжить, выжить языку, культуре и религии. Больше мы ничего не просим".
Имя эрзянского народа попало в исторические источники намного раньше многих великих европейских народов – арабские путешественники упоминают народ Арса (Эрзя) и страну Артанию в Поволжье еще в середине I тысячелетия. Эрзяне одними из немногих смогли донести древние традиции до XXI века. А опыт возрождения Раськень Озкса показывает, что и архаичные ритуалы могут прекрасно адаптироваться к современным условиям. Отрадно было отметить, что на празднике присутствовали представители самых разных национальностей, живущих в Мордовии. Фонд спасения эрзянского языка, организовавший праздник, планирует устраивать его каждые пять лет. Так пожелаем мордовским энтузиастам удачи!
Ситуация на международной арене становится все хуже
Российский флот может наносить удары где угодно и в любое время, считает обозреватель
Кому достанется имущество Алентовой: юрист назвал имя наследника
"Будем выкладывать": Ургант рассказал о запуске своего проекта в России
Серебрякова госпитализировали из-за проблем с легкими: что известно
Экономист Бархота: развитие спортобъектов на Воробьевых горах повышает привлекательность Москвы
Адвокат рассказал, сколько миллионов Лурье может взыскать с Долиной
"От России откажутся все": жуткое предсказание Аристоклия Афонского начало сбываться
"Раньше не видела ничего подобного": британцы сняли НЛО в форме конфеты
Дети массово рухнули на землю во время линейки в честь погибшего на СВО