Регионы поставят на партийные рельсы

Поскольку на законодательные собрания регионов возлагается миссия по утверждению кандидатур губернаторов, партийные списки – лучшая гарантия того, что "случайных" людей в этом важном деле не будет




Сегодня глава Центризбиркома Александр Вешняков собирает у себя в Черкасском переулке представителей политических партий, чтобы обсудить с ними очень актуальный вопрос: перспективы применения пропорциональной системы на выборах в региональные законодательные собрания.

Еще несколько недель назад было точно известно, что пропускную систему нового образца – исключительно по партийным спискам – установят только на входе в Госдуму следующего созыва и что регионам чаша сия не грозит. "У нас только что начала действовать новая система выборов законодательных органов власти субъектов. Идти на то, чтобы полностью избирать региональные парламенты по пропорциональной системе, я полагаю, нецелесообразно", – объяснял недавно Вешняков "Российской газете".

Действительно, регионы долго и упорно сопротивлялись даже смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе формирования местных заксобраний. Однако никуда не делись: минувшим летом в Центризбиркоме с глубоким удовлетворением подвели первые итоги применения этой системы в 14 субъектах Федерации. Итоги вдохновляли – во всех без исключения регионах к распределению мандатов была допущена "Единая Россия", немного отстала от нее КПРФ, в 7 регионах кое-что досталось ЛДПР. Остальные – так, по мелочи. Если отсеять еще разные "неправильные" блоки (в Ярославле до чего докатились: создали блок "Путина" с ударением на втором слоге), то наступит полный порядок. Что делать с блоками, в Центризбиркоме уже знают: надо разрешить использовать в названиях только те слова, которые уже есть в названиях партий.

Теперь в ЦИКе активно размышляют о дальнейших методах "дополнительного стимулирования развития партийно-политической системы, конкуренции политических партий, а также повышения их ответственности перед избирателями". Оно и понятно: последние инициативы президента возлагают на законодательные собрания регионов крайне ответственную миссию – утверждение кандидатур, выбранных Кремлем на роль губернаторов. Местным депутатам оставили не так много пространства для маневра: дважды не согласились с президентом – и свободны. Однако новых законодателей все равно выбирать придется, и этот процесс нельзя пускать на самотек. Партийные списки – лучшая гарантия того, что "случайных" людей в этом важном деле не будет. Поэтому не исключено, что процесс перевода местных властей целиком на партийные рельсы будет ускорен.

Разумеется, совсем быстро не получится: поскольку регионам разрешили не переходить на смешанную систему до июля 2003 г., они и не спешили. Там, где еще успевали сформировать заксобрания по привычному губернаторам кланово-мажоритарному принципу, так и сделали. Например, в Дагестане и Башкортостане даже на смешанную избирательную систему смогут перейдут только в 2007 и 2008 гг. соответственно. Но это не главное: уже со следующего года в случае кризисной ситуации – например, конфликта с Центром из-за кандидатуры губернатора – местный парламент будет в заложниках у Центра. А новый неизбежно попадет в зависимость от партийных списков.

Выбор читателей