Авиапассажиры перестанут терять билеты и вещи

Российские авиаперевозчики отстают от иностранных конкурентов по многим параметрам, однако это отставание станет особенно заметным в 2007 г., когда мир перейдет на так называемые электронные билеты




По данным компании Boeing, в гражданской авиации каждый день 3 млн человек поднимаются на борт самолетов; в мире ежедневно выполняется почти 42.300 рейсов. При этом 48% всех пассажиров самолетов в США – это люди, направляющиеся в командировку; 70% из них берут с собой на борт самолета ноутбук, а 83% – сотовый телефон.

Примерно 75 млн человек используют Интернет для планирования путешествий и бронирования билетов, номеров в гостиницах и пр. Ежегодные затраты на развитие инфраструктуры Сети и электронной коммерции достигают $2,8 трлн – эта сумма превышает ВВП таких стран как Германия, Франция или Великобритания.

Уже сейчас интернет-технологии становятся ключом к будущей конкурентоспособности авиакомпаний. 85% международных авиапредприятий активно занимаются адаптацией собственных информационных систем к стандартам Сети. И хотя пока на интернет-технологии тратится только около 10% всего бюджета, предназначенного для поддержания и развития IT в авиакомпаниях, в ближайшие несколько лет ожидается колоссальный приток инвестиций в эту область.

Российским авиакомпаниям пока приходится сталкиваться с проблемами, далекими от IT: это и обновление авиапарка, и экологические требования, и установка аварийных маяков. Отечественные авиаперевозчики отстают от иностранных конкурентов по многим параметрам, однако это отставание станет особенно заметным в 2007 г., когда мир перейдет на так называемые электронные билеты.

Электронный билет – это цифровые данные, хранящиеся в компьютерах авиакомпании и включающиеся в себя маршрут полета, время вылета и прилета самолета, данные о пассажире. Такой билет можно будет заказать через Интернет из дома, гостиницы или даже находясь в пути на поезде или корабле. В настоящее около 12%, выписываемых в мире авиабилетов оформляются в электронном виде. Лидером в этой области является американская авиакомпания Delta, 91% билетов которой являются электронными. К концу 2005 г. компании планирует полностью отказаться от бумажных билетов.

Сегодня Международная организация авиационного транспорта (IATA) через свои системы распространения выписывает почти 300 млн бумажных билетов в год. Использование электронных билетов позволяет экономить до $9 на каждом пассажире, и общая экономия составит до $3 млрд в год. Другим высокотехнологичным приоритетом IАТА является введение стоек саморегистрации пассажиров в аэропортах: это позволяет существенно сэкономить время пассажиров, а также более эффективно использовать аэропортовые площади.

Использование бар-кодов на посадочных талонах дает клиенту возможность самостоятельно распечатать посадочный талон у себя дома или в офисе. Сегодня так называемый бар-код для багажа и груза обходится в $1, а будет стоить в 5 раз дешевле. Технология радиочипов для обслуживания багажа уменьшает вероятность задержки или потери, а также ускоряет процесс его обработки. Это выгодно и пассажирам, и аэропортам. Не менее интересна и идея появления предварительной информации о прибывающих пассажирах – она позволит упростить "прилетные" формальности и сэкономить средства.

В российских авиакомпаниях внедрение IT-технологий идет ни шатко ни валко. Общий доход отечественных авиаперевозчиков превышает $6 млрд в год, при этом их общие расходы на интернет-технологии не превышают $63 млн, что в среднем в 3 раза ниже, чем у западных коллег. И все же "информатизация" авиаперевозок видится неизбежной даже с учетом суровой российской действительности. Так, по утверждению регионального представителя IATA в России и СНГ Дмитрия Шамраева, IАТА провела стратегическое исследование для определения возможности повышения производительности труда и сокращения расходов. Было сформулировано более 50 идей, касающихся упрощения бизнеса, из них выбрано 22 наиболее перспективных и рекомендовано для исполнения пять. Это: введение электронных билетов и поэтапный вывод из оборота бумажных перевозочных документов; совместное использование стоек саморегистрации на рейс; применение бар-кодов на посадочных талонах вместо магнитной полосы; использование технологий радиочипов для перевозки и обслуживания багажа; автоматизация интерлайн-системы, в которую входит взаиморасчеты между авиакомпаниями.

Однако, несмотря на заинтересованность новыми технологиями со стороны авиаперевозчиков и владельцев аэропортовых комплексов, движение по пути технического прогресса не обещает быть гладким. Ссылаясь на нарастание в стране террористической угрозы, российские чиновники пока не представляют себе, как можно будет контролировать электронные билеты, которые любой преступник якобы может заказать со своего домашнего компьютера. Сами авиперевозчики считают иначе – по их мнению, интернет-технологии, наоборот, позволят собирать и хранить информацию о каждом пассажире. Она будет доступна только тем сотрудникам компании, которые непосредственно общаются с пассажирами и играют ключевую роль в обеспечении безопасности с точки зрения "человеческого фактора". Интернет, как огромное хранилище данных, открывает новые возможности по определению потенциально опасных пассажиров: посматривая информацию, сотрудник авиакомпании может вовремя отбирать тех из них, кто нуждается в более пристальном контроле.

Внедрение электронных билетов требует затрат на спецоборудование, стоящее не один миллион долларов. Вкладывать эти средства придется самим российским авиакомпаниям. Учитывая сравнительно невысокий пассажиропоток (в 2004 г. в нашей стране перевезено около 34 млн пассажиров, а в США, например, более 650 млн), затраты могут не окупиться. И все же ведущие российские авиакомпании, летающие за рубеж и входящие в IАТА (на сегодня это "Аэрофлот", "Сибирь", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Волга-Днепр", "Пулково", "Самара"), готовы рискнуть. Во-первых, потому, что западные партнеры могут отказаться от сотрудничества, если россияне не будут использовать современные IT-технологии. Во-вторых, российские авиаперевозчики лишатся возможности вступать в альянсы с зарубежными авиакомпаниями, если не будут соответствовать западным стандартам. Ни тем ни другим российские компании не поступятся ни при каких условиях. А значит, развитие интернет-продаж в России неизбежно, каких бы затрат это ни стоило перевозчикам. Отечественная гражданская авиация будет развиваться эффективно, если сможет приспособиться к возникшим условиям, хотя для этого ей, скорей всего, придется существенно пересмотреть всю модель ведения бизнеса.

Выбор читателей