Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: artfor.ru |
И вот теперь Михаил Алшибая открывает в Москве непредсказуемые выставки. Непредсказуемые – потому что сам, кажется, до последнего момента не знает, что покажет потрясенному зрителю. Вот и на очередной выставке "Метафизика", открывшейся в муниципальной московской "Галерее А3", каталог и экспозиция совершенно не соответствуют друг другу. "А это специально, – радостно улыбается коллекционер, – а то неинтересно. В этом-то вся интрига".
Свою коллекцию Алшибая собирает с 1986 года. А с 2002-го регулярно выставляет свои произведения. Причем, как правило, это не просто механическая развеска драгоценного добра. Выставочные проекты, задуманные коллекционером-просветителем, зачастую проливают свет на жизнь и творчество известных поэтов, художников и критиков второй половины прошлого столетия. Так совсем недавно Михаил стал куратором и организатором выставки, посвященной известной поэме-воспоминанию Генриха Сапгира "Жар-птица". На выставке были представлены произведения упомянутых Сапгиром художников-шестидесятников из собрания Алшибая и его друзей-коллекционеров, сопровождаемые фрагментами поэмы.
В "Галерее АЗ" Михаил Алшибая показывает около 50 произведений (живопись, графика, фото) известных художников андеграунда, в которых наиболее ярко выражен метафизический аспект. Конечно, "метафизика" – понятие растяжимое. Ведь искусство на своем пути почти всегда использует метафизический метод, часто не осознанный самими художниками: деформация пространства, обобщения, выходящие за пределы социальных проблем и касающиеся фундаментальных вопросов мироустройства... "Главные вопросы, которые ставит перед собой искусство, всегда совпадают с проблемами метафизики – познание первоначал мира, сущности жизни и смерти. Художники в своих работах, представленных на выставке, пытаются ответить на эти вопросы. Настоящее искусство всегда напоминает о смерти или о жизни, что, на самом деле, одно и то же. В этом и заключается его метафизическая сущность. Настоящее искусство – это всегда метафизика", – считает коллекционер.
Для тех же, кому скучно разбираться в проблемах бытия и сознания, выставка в "Галерее А3" станет прекрасным поводом увидеть (или освежить в памяти) многоликое искусство подпольных авангардистов второй половины XX века. Экспозиция, лишенная ярко выраженного концептуального замысла, представляет собой простую подборку произведений соответствующего периода. Все дело в том, что каждая вещь – первоклассная, на зависть любому музею. Каждая – узнаваемая визитная карточка самых известных представителей московского андеграунда. Печально бредут по залитом солнцем полю невиданные звери на картине Валентины Кропивницкой. Чуть дальше – работа Дмитрия Плавинского, да не из каких-нибудь там американских новоделок, а замечательная графика 1970-х – эпохи расцвета художника. Напротив висит знаменитая "Открытка" Эдуарда Гороховского, украшенная старинной фотографией (излюбленная "фишка" автора). Хрестоматийный "Кувшин" Дмитрия Краснопевцева, неизменный "Пиджак" Михаила Рогинского, узнаваемый "Цветок" Владимира Яковлева. Завершает парад "звезд" "Обнаженная" Владимира Вейсберга – одно из последних приобретений Михаила Алшибая.
Счастливый обладатель этих несметных сокровищ признается, что в отличие от многих собирателей изначально не был знаком с художниками: никогда не тусовался с богемой, не участвовал в исторических пьянках. Это позволило ему воспринимать их искусство "с чистого листа", память коллекционера не была отягощена ненужными ассоциациями, а совесть – сомнительными обязательствами. Приходилось полагаться только на собственный вкус – а он у Михаила Алшибая, к счастью, безупречен.
Галерея "А3", с 21 апреля по 1 мая
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету