"Урюпинский валет" покорил столицу

В Третьяковской галерее на выставке работ Ильи Машкова, с именем которого связаны представления о смелом новаторстве в русском искусстве начала ХХ в., представлено около 70 полотен художника


РАБОТЫ ХУДОЖНИКА



Имя художника Илья Машкова неизменно вызывает в памяти известное объединение начала прошлого века "Бубновый валет". Ведь Машков был не только одним из основателей общества, но и самым последовательным адептом движения, которое много позже получило название "русский сезаннизм". Однако не многим известно, что, будучи весьма плодовитым художником, Машков время от времени позволял себе отступить от стилистики своих знаменитых бубнововалетовских натюрмортов. Эти навыки особенно пригодились пару десятилетий спустя, когда мастеру пришлось забыть об авангардистских экспериментах и переключиться на скромные пленэрные пейзажи, незатейливые натюрморты с цветочками и портреты тружениц села.

Волгоградский художественный музей, основанный в 1960 г. и располагающий сегодня более чем 6 тыс. экспонатов русского и зарубежного искусства XVII–ХХ вв, обладает значительной коллекцией работ Ильи Машкова 1900–1940-х гг. На выставке работ Ильи Машкова, открывшейся в Третьяковской галерее в рамках масштабного проекта "Золотая карта" представлено около 70 полотен и рисунков художника.

Будущий основатель самого скандального художественного объединения в Москве, Илья Иванович Машков родился в станице Михайловской Области Войска Донского (ныне эти места носят более прозаическое, но не менее известное в народе название Урюпинского района). После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан "в люди" - работал на побегушках в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске. Возможно со временем из Илюши получился бы неплохой приказчик, только вместо того, чтобы осваивать тонкости хитроумной торговой науки мальчишка самозабвенно малевал вывески и копировал журнальные иллюстрации. Когда Машкову было 18 лет, он познакомился с учителем рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А.Евсеевым. Эта встреча стала решающей. Уволившись от хозяина и забыв про карьеру, Машков под руководством Евсеева начал заниматься живописью и готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1900 г. Илья Машков поступил в училище на живописное отделение.

Новое потрясение ждало будущего художника в 1907 г., когда молодое дарование впервые переступило порог Эрмитажа. А уже год спустя Машков рванул в Европу – знакомится с новейшими достижениями западных коллег. На родине подобной любознательности не оценили – в 1910 году Илья Машков был исключен из училища. К счастью, к этому времени художник уже успел познакомиться и подружиться с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионо-вым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным. Все они вскоре стали участниками объединения "Бубновый валет", первая выставка которого состоялась все в том же 1910 году.

Несмотря на то, что объединение просуществовало довольно долго, революция внесла в культурную жизнь страны свои коррективы. Уже в начале 1920-х гг, словно предчувствуя события следующего десятилетия, Машков отказывается от брутальной, примитивистской манеры письма. Теперь его привлекают задачи пленэра, проблемы передачи освещения. Вместо броских натюрмортов и лубочных портретов художник пишет берега Невы и виды Черноморских курортов.

В 1925 г Илья Машков становится членом художественного объединения АХРР (Ассоциация Художников Революционной России). Пытаясь шагать в ногу со временем, Машков искренне стремился написать "настоящую революционную картину". В поисках новых тем в 1920-е и 1930-е гг. он совершил немало поездок в Крым, на Кавказ, резко переключившись на жизнерадостные сцены отдыха трудящихся. В эти же годы художник создал целую галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.

В 1930–1935 гг. художник часто приезжает в родную станицу Михайловская, где организует Образцовый дом социалистической культуры, проводит выставку созданных им здесь работ. "Колхозница с тыквами", "Девушка на табачной плантации", "Советские хлебы" живо свидетельствуют о том, что мастер не оставлял надежды угодить советскому государству.

Однако настоящий Машков раскрывается не в этих репрезентативных полотнах, а в камерных натюрмортах. В середине 1930-х гг. художник обращается к традиционным и непритязательным мотивам – букетам цветов, фруктам. И всякий раз Илья Машков не только находит новые варианты композиции и демонстрирует высокое живописное мастерство, но выражает то мировосприятие, которое столь ярко воплотили его работы 1910-х гг. и которое Я.Тугендхольд охарактеризовал как «"доровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей".

Работы художника Ильи Машкова. Избранное

Коллекция Волгоградского художественного музея отражает все этапы творчества мастера, в том числе работы последних десятилетий, практически неизвестные широкому зрителю.


Государственная Третьяковская Галерея

26 августа - 25 сентября

Выбор читателей