Открылся фестиваль авторской... книги

Выставка "Авторская книга–2" посвящена юбилею Аполлинера: российские художники предлагают свои варианты создания рукописных шедевров по мотивам творчества великого французского реформатора


ФОТО: Мuseum.ru



В далекие времена любая книга была буквально единственной и неповторимой – каждый экземпляр переписывался от руки и украшался эксклюзивными виньетками и иллюстрациями-миниатюрами. С изобретением печатного станка авторская рукопись стала уделом художников-маргиналов. Однако, несмотря на вопиющую неактуальность, эпистолярный жанр благополучно дожил до наших дней. И хотя авторская книга имеет давние, уже почти вековые традиции, начало прошлого столетия было ознаменовано появлением целой плеяды художников, поднявших ее на принципиально новый профессиональный уровень.

Благодаря А.Крученых, О.Розановой, Н.Гончаровой и другим мастерам графики эксклюзивная книга стала совершенно неожиданным и беспрецедентным явлением в советском искусстве, обычно ориентированном на самого широкого зрителя и массового пользователя. Правда, к середине 1920-х гг. издания русского футуризма приказали долго жить. Только полвека спустя рукописи вернулись в искусство советского андеграунда.

В 1970-е гг. молодые художники сумели вывести авторскую книгу из многолетнего подполья. Она стала объектом, который обыгрывал различные элементы "книжного организма" - страницы, бумагу, переплет, или сам образ книги как символ культуры и знания. В авторской книге техника могла быть различной: литография, линогравюра, рисунок тушью; исполнение обложки - любым: в коже, шелкографии, фольге. Главное в ней – авторская концепция взаимодействия текста и изображения. Ведь каждый художник привносит свое толкование текста: две книги на один и тот же сюжет никогда не бывают абсолютно одинаковыми.

Не стоит забывать, что в застойные времена книга представляла собой идеальный формат альтернативного искусства – легко спрятать, удобно выставлять в какой-нибудь малогабаритной квартирной галерее. Так появились рукописный "домашний" альбом Эрика Булатова, канцелярские карточки Льва Рубинштейна, записки на манжетах Генриха Сапгира и веселые "хроники Митьков".

В последнее десятилетие бывшие маргиналы все чаще выходят из подполья, организуют совместные проекты и выставки, которые неизменно привлекают внимание публики. Неудивительно, что чувствительный к актуальным тенденциям ГЦСИ уже во второй раз открывает экспозицию, посвященную современной авторской книге. "Авторская книга художника и поэта располагается в художественном пространстве между функцией и игрой, сближая канон и импровизацию, демократизм и элитарность, дисциплину традиции и свободное творчество, не зная жанровых ограничений. В ее образности осуществляется естественный диалог между словом и изображением, объектом и конструкцией, цветом и информационными технологиями. Сегодня она превращается в интерактивный объект, выявляющий новую предметность и разрушающий ее в виртуальных феноменах искусства", - утверждают кураторы ГЦСИ.

В центре выставки "Авторская книга–2" – проект "Аполлинарий", посвященный 125-летию со дня рождения Гийома Аполлинера - поэта, реформатора французской поэзии, художественного критика, стоявшего у истоков многих значительных художественных течений XX века, теоретика кубизма, автора термина "сюрреализм", одного из инициаторов идеи симультанизма.

Участники проекта, современные российские художники, предлагают свои варианты авторской книги или отдельных листов на тему избранных стихотворений великого французского поэта. Многие авторы использовали не только русский перевод, но и оригинальные тексты. Выбор печатных техник и материалов, объема и конструкции книг, а также различных подходов – от иллюстраций и шрифтовых композиций до photo-based art и book object – полностью предоставлен на усмотрение художников.

Цель кураторов данной выставки – привлечь широкого зрителя к искусству создания книги в противовес существующей в современном обществе тенденции к увеличению книжной продукции массовой культуры одномерных стандартов, а также технологизации процессов информации, когда книга как художественный объект оказывается на грани уничтожения.

Выставка открывается в Государственном Центре Современного Искусства 2 сентября

Выбор читателей