Ученые синтезировали сверхгорячий газ

Ученые получили рекордно горячую плазму - газ, температура которого превосходит таковую при термоядерных взрывах и в ядре Солнца и составляет более 3,6 млрд градусов по Фаренгейту


Sandia.gov



Современная наука преодолевает все грани вообразимого: претворяется в жизнь то, что еще недавно было всего лишь вымыслом фантастов. С помощью ухищрений прогресса человек покорил небесные высоты, заглянул в холодные глубины Вселенной, избороздил соседние планеты, научился пронизывать взглядом непрозрачные предметы, наконец, создал умные машины как подобие искусственного интеллекта. Над всем этим трудятся миллионы ученых во всем мире, и их старания, как правило, дают свои плоды.

Совсем недавно ученые синтезировали газ, бьющий все земные температурные рекорды. Сверхгорячая плазма существует при 3,6 млрд градусов по Фаренгейту, что эквивалентно 2 млрд по Кельвину в тех же единицах. Это больше, чем, например, тепловая энергия, выделяющаяся при термоядерных взрывах. Это во много раз превосходит температуру внутри Солнца – там реакции с выделением света, тепла и элементарных химических частиц идут при 15 млн градусов по Кельвину.

Самое интересное, что исследователи сами не понимают, как у них вышло получить этот газ. Когда он уже был синтезирован в виде плазмы, они не поверили своим глазам, а тем более показаниям приборов. Для опытов использовался специальный аппарат, генерирующий рентгеновские лучи самого жесткого спектра и созданный для апробации различных материалов при рекордно высоких температуре и давлении. В этих условиях волны рассеиваются таким образом, что получается облако мельчайших частиц, двигающихся с огромной скоростью. Это, в общем-то, и есть плазма.

Сильнейшие магнитные поля собирают частички газа воедино, и тут начинается самое интересное. Плазма вбирает энергию рентгеновских лучей и переходит в ионизированную форму. Однако ученые в один голос твердят, что рекордная температура была достигнута на этапе, когда плазма уже начала остывать, то есть, когда ионы теряли свою энергию. Возможно, здесь имел место некий непознанный доселе энергетический эффект, проявляющийся на конечных этапах синтеза. Разумеется, разработки в этой области продолжатся, но можно предполагать, что это открытие перевернет представления о термических феноменах плазмы.

Выбор читателей