Триумф и финал "эры оперного металла"

Концертный релиз Nightwish "End Of An Era" был записан группой за сутки до "развода" с ее солисткой, Тарьей Турунен. Таким образом, название релиза "End of an Era" ("Конец Эры") приобрело гораздо более глубокий смысл...




Nightwish – "End Of An Era" (Live, 2006)

Двойной компакт-диск/DVD был записан во время триумфального выступления одной из наиболее значимых команд финской музыкальной сцены, случившегося 21 октября 2005 г. в концертном зале Hartwall Areena в Хельсинки и завершавшего собой почти полуторагодовой "Once Upon A Tour 2004/2005 - World Tour". Уникальное сочетание энергичного симфо/пауэр-металла с почти оперным вокалом солистки Тарьи Турунен несколько лет назад принесло группе мировое признание, а их утяжеленная версия ллойд-уэбберовской "Phantom In The Opera" не оставит равнодушным ни одного адепта "железа"!.. Но на следующий день после финального концерта четверо оставшихся музыкантов Nightwish распространили через СМИ заявление о прекращении дальнейшего сотрудничества с Тарьей; таким образом, название релиза "End of an Era" ("Конец Эры") приобрело гораздо более глубокий смысл, чем в него закладывалось изначально… (****)


Tiziano Ferro – "Nessuno e Solo" (2006)

В свои 25 уроженец городка Латина (близ Рима) Тициано Ферро является одним из немногих итальянских артистов, поющих на родном языке и, несмотря на это, ставших популярными за пределами Италии. В какой-то мере, сеньора Ферро можно назвать последователем другого его соотечественника, Эроса Рамацотти, добившегося известности благодаря исполнению "канцоне а-ля рок" с гитарой в руках (привет вездесущему MTV!). Новая работа артиста "Nessuno e Solo" ("Никто не одинок") также достаточно далека от примитивного "италодиско", при этом заимствуя все лучшие черты этой музыки – яркие и "цепкие" мотивы, заметный мелодизм и подлинно итальянскую экспрессию и страсть. С другой стороны, не слишком искушенный слушатель может попытаться отыскать в симпатичных поп-роковых опусах Тициано влияния брит-попа; во всяком случае, определенные предпосылки к этому здесь тоже имеются. (****)


Chris Farlowe – "Hungary For The Blues" (2006)

Британский ветеран, экс-участник джаз-роковых "легенд" Colosseum и Atomic Rooster и почти "штатный" вокалист сольных проектов Джимми Пейджа, Крис Фарлоу сегодня выглядит совсем не по рок-н-ролльному: седой доброжелательный старикан в аккуратных очечках. Тем не менее он и сегодня остается обладателем одного из наиболее мощных и выразительных голосов в британском белом блюзе. В прошлом году мистер Фарлоу пел в Горбушке на фестивале "Филевский Блюз" в составе объединившихся "на раз" по такому случаю Colosseum (концерт был совершенно чумовой, а об отсутствии аншлага пусть более всего сокрушаются те, кто туда не попал!). А летом 2000-го Крис – уже под своим именем (сольная дискография музыканта не менее впечатляюща) - был приглашен выступить на венгерском "Gastroblues Festival Parks", "бонусным" итогом чего и стала эта пластинка. Сет открывает композиция самого Фарлоу под любопытным названием "I Don't Want to Sing The Blues No More", а следом Крис со товарищи легко и непринужденно одаривают своих слушателей россыпью бриллиантов из сокровищницы рока и блюза, включая почти классические "Stormy Monday" и "Handbags and Gladrags", и "Out Of Time", в свое время бывшую визитной карточкой музыканта. (****)


Paul Lamb & King Snakes – "I'm On A Roll" (2006)


Еще одним артистом в блюзовом каталоге германского лейбла SPV GmbH (соответствующее подразделение которого незатейливо именуется "Blue Label") стал Пол Лэмб – музыкант, неоднократно удостаивавшийся титула лучшего блюзмена Британии и Европы, во многом благодаря его умению изящно и профессионально терзать губную гармонику. В течение целого часа Пол и его "Королевские Змеи" впятером "нарезают" блюз – живо, весело и одухотворенно. Вообще говоря, в этой достаточно бесхитростной музыке трудно отыскать хоть один серьезный изъян; основная претензия, таким образом, адресуется художнику-оформителю пластинки, некоему CrokOne: зеленое сукно, картишки, сопутствующий всему этому азарт, и особенно мешки, набитые долларами – вещи, знамо дело, неплохие, но как-то не слишком удачно вяжутся с идеологией блюза. Интерьер полутемного прокуренного паба на обложке диска смотрелся бы, вероятно, намного органичнее. (****)


Frost – "Milliontown" (2006) Тенденция к возникновению все новых супергрупп с вовлечением в них действительных членов британского прог-рокового сообщества ничуть не собирается сходить на нет. Самый свежий пример тому – дебютный альбом проекта Frost, который возглавил Джем Годфри (Jem Godfrey). Все правильно: Джем – тот самый, успешный автор и продюсер, работающий с Blue и Atomic Kitten, чьи поп-хиты распродаются миллионными тиражами. Но на той работе мистер Годфри просто "заколачивает бабло", а вот в создание Frost, по его словам, постарался вложить всю душу. При беглом ознакомлении пластинка вызывает определенные ассоциации с другим сравнительно новым супер-пупер-коллективом Kino, - тем более, что гитарист и певец Джон Митчелл (Arena), успел поработать и там и тут. Также в записи диска приняли участие барабанщик Энди Эдвардз и басист Джон Джовитт (IQ). Неопрог, предлагаемый квартетом, безусловно, техничен, не прост и отнюдь не примитивен (прожженый попсовик Годфри действительно смог выжать максимум из своего "альтер эго"). В нагромождениях гитарных соло слышится даже что-то отдаленно напоминающее продуманную какофонию а-ля Фрипп, зато насыщенность и помпезность отдельных клавишных фрагментов неудержимо дрейфует в направлении нолановской Arena. (****)


Matmatah – "Archie Kramer" (2004)

Пластинка укомплектована хитрым буклетом из двух книжечек; задник одной из них прямым текстом сулит: "Внимание! здесь вы услышите настоящий рок-н-ролл". И действительно, это настоящий современный ретроориентированный, преимущественно франкофонный рок-н-ролл с не слишком тщательно скрываемыми влияниями Хендрикса ("Le Souvenir"), The Who, The Rolling Stones и Led Zeppelin – как если бы в эпоху расцвета этого культурного пласта ведущей рок-державой была не Британия или США, но как раз Франция… Другая книжечка, оформленная без особых затей, с фасадным портретом Арчибальда Крэмера (1865-1903), воспроизводит тексты песен на языке оригинала – которые, как скупо информирует пресс-релиз, "вполне соответствуют классическому "sex, drugs and rock'n'roll". (****)


Oceansize – "Everyone into position" (2005)

Второй альбом манчестерского квинтета, с успехом комбинирующего в своем творчестве "землянично-конопляные" находки и "фенечки" эпохи хиппи с обволакивающим "альтернативным" гитарным саундом конца 1990-х. Oceansize источают истинно британский пост-роковый сплин с подлинно юношеским задором, сдабривая получившийся винегрет толикой традиционной готической тоски. Как результат – пластинка может показаться интересной как седым приверженцам традиционной рок-психоделии (ранний Pink Floyd и отчасти, Hawkwind), так и более молодым почитателям их "внучатых племянников" (к примеру, Mogwai). Или, напротив, совершенно в равной степени разочаровать и тех и других. (***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "Universal Music Russia" (1), "SBA Gala Records" (2) и концерном "Группа Союз" (3-7).

Выбор читателей