"Избранным" пора учиться на наркоторговцев и проституток

Появление игровых зон повлечет за собой рост криминализации выбранных для них регионов. С другой стороны, "осиротевшим" крупным городам гарантировано игровое подполье




На днях Госдума приняла в третьем чтении закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". В качестве "резерваций", куда насильственно переселяют игорный бизнес, выступят Калининградская область, Республика Алтай, Приморский край и территория на границе Ростовской области и Краснодарского края. Закон устанавливает, что игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 г., а до 1 июля 2009 г. в них должны быть переведены все игорные заведения. Исключение сделано только для букмекерских контор.

На фоне откровенного законотворческого брака в виде таких "судьбоносных" проектов, как 214-ФЗ "О долевом строительстве" (превратившего полстраны в обманутых дольщиков) или не менее "гениальный" 122-й ФЗ, более известный в народе как закон о "монетизации льгот", решение по игорному бизнесу кажется продуманным и разумным. Это один из немногих законов, который можно считать компромиссом между властью и бизнесом, чего в российских условиях не встречалось уже давно. Немаловажно, что устанавливается достаточно длительное время, необходимое для его реализации, что оценили даже наиболее скептично настроенные представители игорного бизнеса.

Одним из важных моментов нового закона является существенное укрупнение игорного бизнеса еще до начала его отъезда в "резервации". Это позволит избавить россиян от наиболее опасной и криминализованной его части – уличных игровых точек. Крупные игорные залы имеют возможность дожить на старом месте до 2009 г.; при этом предоставляемые ими услуги неизбежно возрастут в цене, что позволит оградить от "тлетворного влияния" наиболее финансово незащищенные группы населения. Более того, при данном раскладе практически не пострадают налоговые поступления в местные бюджеты, так как мелкие игровые точки и раньше не платили налогов, а налогооблагаемая база крупных заведений должна возрасти.

Однако самое интересное начнется не в июле 2007-го, а в 2009 году. И здесь на смену первоначальной эйфории приходят непростые вопросы. Во-первых, кто обеспечит "резервации" соответствующими инвестициями, чтобы они превратились именно в российские "Лас-Вегасы", а не заповедники криминала? Ведь речь идет о строительстве практически новых городов с развитой инфраструктурой, к которому отечественный игорный бизнес пока не готов ни финансово, ни и идеологически. Не исключено, что придется потесниться, уступив место крупнейшим мировым компаниям, и в этом случае российские представители окажутся вытесненными из этой ниши.

Вопрос второй: насколько появление игровых зон совпадает с желаниями жителей тех регионов, где они должны появиться? Как бы ни старились организаторы, появление "особых зон" повлечет за собой рост криминализации выбранных регионов – об этом свидетельствует мировая практика. А это, в свою очередь, вполне может означать, что жителям "избранных" городов и поселков уже сейчас можно начинать осваивать ремесло рэкетиров, наркоторговцев и проституток.

Наконец, третий вопрос: чем будет заполнен игровой вакуум, образовавшийся в крупных городах (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге) после ухода оттуда крупных казино? Привычка к игре сродни алкоголизму, а отправиться "за удачей" к черту на кулички может позволить себе далеко не каждый. Это значит, что крупным городам практически гарантировано полноценное игорное подполье.

Ответить на эти вопросы сейчас не может никто. Не содержится ответов и в законе, приятом Госдумой.

Выбор читателей