Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Театральную паутину" придумали четыре года назад Елена Александровна Левшина (фестиваль этого года будет посвящен ее памяти) и Игорь Овчинников, сотрудник Студии Артемия Лебедева и создатель театрального ресурса threatre.ru. Они читали студентам лекции по использованию интернет-технологий в театре и при этом были убеждены, что выкладывать видео в Сеть невероятно затратно и мало кому нужно. Но когда Игорь Овчинников создал видеотеку на сайте Мастерской Петра Фоменко, и передачу "Детали" с Ксенией Кутеповой за неделю посмотрело более 300 человек, преподавателям пришлось существенно пересматривать свои воззрения. Первый показ (это было "Семейное счастье" уже упоминавшегося Фоменко), оказался настолько успешным, что даже провалился: 4,5 тысячи зрителей нарушили работу сервера, не рассчитанного на такой объем. Правда, в следующие дни ажиотаж спал.
В среднем аудитория каждого спектакля составляет 700 - 2200 человек. В прошлом году интерес к показу проявляли 1,5 - 2 тыс. уникальных IP-адресов (это значит, что реальная аудитория может быть в несколько раз больше).
С самого начала основная задача фестиваля мыслилась как просветительская: показать шедевры российского и мирового театра там, где организовать реальные гастроли невозможно, например, в российской глубинке или у наших соотечественников за границей. На встрече с журналистами в ходе демонстрации чудес связи и техники была устроена краткая онлайн-конференция с Челябинском. Дмитрий Латухин, представитель Южно-Уральского государственного университета, рассказал, что спектакли прошлого фестиваля ретранслировали по сети университетов (тем самым существенно снижая стоимость показов), так что вместо ста человек их смогли увидеть больше тысячи. Кроме того, виртуальные театральные вечера устраивали и в местном культовом заведении - студии "Манекен".
В течение четырех лет технологии проведения фестиваля существенно менялись. Изначально трансляция шла из единого центра, расположенного в Москве. Труппам приходилось приезжать в столицу и играть спектакли в чужом зале. На второй раз подключился Новосибирск, а в прошлом году каждый спектакль транслировался из той точки, где он родился. Для этого организаторы фестиваля устанавливали нужное оборудование на местах.
В программу этого года включены спектакль казахстанского театра "АRTиШок" и премьера израильского театра "Гешер" - то есть в полном соответствии с пресс-релизом будет осуществляться прямая интернет-трансляция из ближнего и дальнего зарубежья. В Израиле оборудуют специальный сервер, чтобы не ухудшалось качество видеоизображения. Если обратиться к статистике, то география постоянных зрителей выглядит так: Россия, США, Украина, Израиль и Германия. Бывают и экзотические посетители - в прошлом году зафиксировали десять пользователей из Эквадора.
Формат показа предполагает трансляцию спектакля в режиме реального времени. Это означает, что записать и скачать спектакль совершенно не возможно. Главная проблема в авторских правах: театры обычно заключают с авторами договоры только на показы на сцене. Поэтому, чтобы в какой бы то ни было форме тиражировать и распространять видео (в том числе и в образовательных целях), нужно заново встречаться со всеми создателями и улаживать юридические вопросы. Организаторы "Театральной паутины" надеются в ближайшее время решить проблему противоречия законов и потребностей зрителей. В связи с этим они даже готовят новую законодательную инициативу.
Помимо основного фестиваля, с 26 по 30 сентября пройдет показ лучших отечественных спектаклей, победивших в зрительском голосовании. Их назовут пользователи сайта "Театральной паутины", выбрав спектакли из предложенного списка уже показанных постановок. Картина временных лидеров, хотя и сформирована совсем небольшим числом посетителей (за первое место проголосовало 33 человека), все же довольно красноречива. Шедевр всех времен и народов "Юнона и Авось" Ленкома соседствует с эстетской продукцией Мастерской Фоменко "Волки и овцы". Фестиваль, сформированный исключительно демократическим способом, похоже, станет крайне противоречивым образованием, ориентированным на совершенно разные зрительские аудитории. Пока же отбор осуществляется экспертной группой, в состав которой входят представители регионального театра и московские журналисты. На пресс-конференции сообщили, что предполагается приложить все силы на продвижение высокой культуры и на борьбу с попсой в театральной среде.
Борьба, как известно, удовольствие дорогое. Основным и единственным спонсором фестиваля является Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Между тем себестоимость одной трансляции, как сказал директор "Культу.Ru" Игорь Овчинников, составляет $5 тыс. - $7 тысяч. "Но культура, - продолжил он, - не должна быть самоокупаемой. Точно так же, как медицина и образование, это прямой, пусть и отсроченный, вклад в наше будущее". Бесплатные показы остаются принципиальной позицией организаторов. И правда, если задаться целью "расширения присутствия культуры в Интернете", то финансовыми зрительскими сборами дело не решить. Только персональным участием. Тем более что оно ровно ничего не стоит.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности