Шварцман: "Я выступил в роли Иисуса Христа"

Глава ФПГ "Финансгрупп" Олег Шварцман, чье интервью газете "КоммерсантЪ" вызвало переполох в сфере бизнеса и в политическом сообществе, заявил, что считает себя жертвой клановой борьбы во властных структурах




Глава финансово-промышленной группы "Финансгрупп", бизнесмен Олег Шварцман, чье интервью газете "КоммерсантЪ", опубликованное 30 ноября, вызвало настоящий переполох в сфере бизнеса и в политическом сообществе, фактически повторил свои призывы к "бархатной реприватизации" активов, "незаконно" розданных в ходе приватизаций 1990-х гг., но при этом снова заявил, что его слова вырвали из контекста и подвергли "литературной обработке", исказившей смысл.

"Эти предприятия создавались нашими отцами и дедами и ни с того ни с сего в один момент, по решению одного чиновника, которому заплатили, они стали принадлежать частным лицам, - сказал Шварцман про приватизацию в интервью британской газете The Financial Times, опубликованном сегодня. - Это несправедливо. Народ это не поддерживает". При этом бизнесмен отказался от утверждений, что его фонд связан с Кремлем. Так, на вопрос о покровителях своей компании, которая аккумулировала доли в стратегических секторах промышленности, Шварцман ответил: "Мы не собираемся проверять, являются ли инвесторы родственниками чиновников администрации. У меня есть партнеры, которые вступают в дело либо на условии, что они приносят деньги, либо на условии, что они приносят возможности".

Кроме того, глава "Финансгрупп" опроверг информацию о том, что его компания может использовать правоохранительные структуры для принуждения владельцев к передаче контроля над своими активами. "Каждый предприниматель использует правовую систему для защиты своих интересов, - сказал Шварцман. - Я не исключение. Единственная разница заключается в том, что я действую в интересах государства".

Что касается нашумевшего интервью, то бизнесмен назвал его "элементом внутриклановой борьбы". "Ситуацию использовали, чтобы, среди прочих, дискредитировать силовые министерства, и в определенной степени им это удалось, - сказал Шварцман. - Я стал заложником этой ситуации".

"У меня возникло ощущение, что я выступил в роли Иисуса Христа, который плевком излечил незрячих, - цитирует бизнесмена информационное агентство "Новый регион". - Хотя, в принципе, я рассказал о вещах, которые и так были всем очевидны. В этом интервью я пытался отобразить личную точку зрения по ключевым вопросам развития российской экономики, которые будоражат общество и представителей крупного и среднего бизнеса. Мы - поколение прагматиков, и нас интересует, прежде всего, экономический аспект решения имеющихся проблем. С этой точки зрения я и выступал. Все остальное - вторично".

Одним из главных факторов, тормозящих развитие российской экономики, по мнению Шварцмана, является наличие в государственной собственности большого числа активов, которые не приносят прибыли из-за неэффективного менеджмента. "У государства на балансе содержится много активов, которые, по сути, не работают, фактически являясь парализованными, - заявил бизнесмен. - На балансе Управления федеральным имуществом находятся тысячи предприятий по всей стране, от которых государство не получает ни копейки дивидендов. Таким образом, государство выступает в качестве неэффективного собственника и менеджера, в результате недополучая средств в бюджет и не имея возможности в полной мере реализовать свои социальные программы. Мы же предлагаем государству эффективные формы решений этих вопросов. То, о чем я говорил "Коммерсанту", не является рейдерством. Это естественный процесс, когда миноритарные собственники начинают отстаивать свои интересы в целях повышения эффективности менеджмента. И надо активизировать эти процессы: либо менеджмент начнет работать эффективнее, либо мажоритарному собственнику придется избавиться от этих активов".

По мнению Шварцмана, на высшем государственном уровне должны быть установлены четкие правила, регулирующие проведение процессов "бархатной реприватизации". "Сегодня собственник чувствует себя в подвешенном состоянии, - заявил бизнесмен. - Это происходит, потому что у него создается ощущение, будто его имущественные права могут быть оспорены. А значит, он не заинтересован в инвестировании в развитие этого предприятия, и, как следствие, экономика недополучает инвестиций". Еще одна проблема заключается в том, что в нашей стране не принято честно платить налоги. "В отличие от западных стран, где все считают своим долгом платить налоги в полном объеме, 90% российских предприятий являются нетранспарентными, - заявил Шварцман. - Непрозрачными, с разделенными центрами прибыли, уводом активов в оффшоры и т.д. Для иностранных партнеров это слишком сложные схемы, которые отталкивают их от совершения сделок. Западный капитал должен видеть нормального партнера с прозрачными финансовыми потоками. Закрытость финансовых схем в России ведет к тому, что внутри страны начинается поиск внутренних и внешних врагов. Хотя ясно: чем больше будет платиться налогов, тем больше социальных программ сможет реализовать государство. И тем меньше мы все будем озабочены поисками происков западного империализма или всемирного масонского заговора".

В этой связи Шварцман призывает Запад не бояться "бархатной реприватизации". По его словам, после того как государство консолидирует незаконно выведенные из его собственности активы, оно может предложить часть из них зарубежным компаниям.

Однако бизнесмены готовятся к худшему, продолжает The Financial Times. Как заявили изданию несколько бывших высокопоставленных правительственных чиновников, в интервью Шварцмана "Коммерсанту" содержалась большая доля истины. А недавний опрос общественного мнения, проведенный Союзом промышленников и предпринимателей России, показал, что 58% опрошенных бизнесменов полагают, что грядет частичный пересмотр итогов приватизации.

Интересно, что этом фоне Олег Шварцман решил объявить о создании собственного политического движения под названием "За прозрачную Россию". А вот судиться с газетой "КоммерсантЪ" по поводу нашумевшего интервью, в котором, в частности, говорится, что его бизнес тесно связан с несколькими высокопоставленными российскими чиновниками, а также о том, что в России планируется создание госкорпорации, которая будет скупать или брать в управление промышленные предприятия по всей стране, бизнесмен не намерен, хотя ранее заявлял, что издание исказило суть его высказываний. "Я не думаю, что выстраивание какого-то судебного процесса эффективно, - сказал Шварцман. - Мне с этого нет никакой выгоды".

Выбор читателей