Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Затраты на проведение Олимпиад с каждым разом увеличивались, и такое положение вещей грозило в первую очередь тем, что выступить в роли хозяев Олимпийских игр могли только богатые, но не всегда демократические державы, желающие использовать спортивные старты в политических целях. По сути, это противоречило духу олимпийского движения.
Смещение акцентов произошло в Лос-Анджелесе. Талантливый менеджер Питер Юберрот впервые в истории сумел добиться прибыльности мероприятия. Правда, это удалось сделать благодаря жесткой минимизации затрат: Игры получились более чем аскетичные. Тем не менее появился прецедент, за что Юберроту отдельное спасибо.
В каждое последующее четырехлетие бюджеты Игр в Сеуле и Барселоне увеличивались примерно в полтора - два раза, но как в расходной, так и в доходной части. Тенденцию снова прервали прагматичные американцы. В Атланте они использовали уже имевшийся в их распоряжении рецепт: вложили меньше, но получили больше.
Почему? Все очень просто. Организация крупного соревнования – это не только строительство современных арен, но и общая инфраструктура: дороги, отели, водопровод, канализация и прочее. Например, в Барселоне к Олимпиаде-1992 специально построили новый гигантский аэропорт. Инфраструктура обходится гораздо дороже, нежели спортивная составляющая. В нее вкладываются миллиарды долларов. Поскольку Лос-Анджелес и Атланта обладали почти всем необходимым, американцам и не пришлось делать резких движений – немного подлатали, подчистили, подкрасили...
Вроде бы Лондон тоже не окраина вселенной. Столица Великобритании считается благополучным городом, где особо ничего не нужно было ремонтировать, строить и реконструировать. Оттого первоначально британцы запланировали потратить на проведение летней Олимпиады-2012 $2,5 миллиарда. Уже через полгода бюджет пришлось увеличить вдвое. Оргкомитет объяснил это четырьмя обстоятельствами. Первое – возросли расходы на обеспечение безопасности, что объяснимо в связи с терактом сразу после победы Лондона в борьбе за проведение Олимпиады. Второе – потребовала больших, чем рассчитывалось, вложений инфраструктура. Третье – поднялись цены на стройматериалы и энергоносители. И, наконец, четвертая статья расходов, вызвавшая недоумение, так и называлась - "непредвиденные расходы". Мэр Лондона Кен Ливингстон высказался по этому поводу с присущим англичанам сарказмом: "Иными словами, это означает: вот вам куча денег на тот случай, если вы напортачите!"
Как бы то ни было, на данный момент бюджет лондонской Олимпиады уже составляет $18 млрд – по сравнению с первоначально озвученными суммами он вырос в семь с лишним раз! Очевидно, что британцы допустили явные просчеты на ранней стадии. Но одновременно нельзя забывать, что с течением времени многие ценовые константы перестают быть константами.
Этот пример заставляет задуматься над обоснованностью цифр при подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи. Напомним, что совокупный бюджет Игр, который составляют федеральные деньги, деньги краевой администрации и частные инвестиции, – $12,5 миллиарда. Уже сейчас выяснилось, что придется увеличить затраты на строительство Олимпийской деревни. Виной тому рыхлый грунт – здания придется возводить на сваях, которые предстоит забивать на 40-метровую глубину.
Как полагают эксперты, несмотря на то что вице-премьер Жуков, курирующий проект, сообщил, что оргкомитет будет стараться держаться в рамках обозначенного бюджета, более реальная сумма расходов – $18 миллиардов.
Впрочем, за шесть лет многое изменится. Более точно можно будет судить о размерах вложений года через два, на стадии непосредственного строительства. Скорее всего, на проведение Олимпиады-2014 в итоге потребуется не меньше $20 миллиардов. Что касается доходной части, она во многом будет зависеть как от количества туристов, так и от телевизионных контрактов. Зимние Игры менее масштабны, чем летние, и привлекают меньше внимания. Выйти на уровень окупаемости вряд ли удастся. Хотя, впрочем, никто такой задачи и не ставит.
В Европе чувствуется усталость от конфликта