Министерский передел

Чего хочет в России президент, того немедленно начинают желать все остальные. В правительстве до момента инаугурации будут проведены структурные и кадровые изменения




Чего хочет в России президент, того немедленно начинают желать все остальные. Они пытаются угадать и предупредить желание, изобретая версии мотивов принятия решений и гадая о будущем. Последний пример - готовность Администрации президента провести структурные и кадровые изменения в правительстве до момента инаугурации нового главы исполнительной власти: вроде бы для того, чтобы успеть привести Кабинет министров в работоспособное состояние до прихода туда Владимира Путина.

По слухам, эти подготовительные работы инициированы самим уходящим президентом. В команде премьера Путина должны быть только единомышленники и верные соратники. К тому же, президент уже сетовал на то, что система исполнительной власти, сформированная в 2004 г., не во всем соответствует сегодняшним нуждам, и ее необходимо пересмотреть. В первую очередь это коснется принципов соподчиненности министерств, федеральных агентств и служб. Вероятно, произойдет и перераспределение полномочий между федеральными ведомствами.

Например, на прошлой неделе активно обсуждались перспективы выживания Минэкономразвития. В пользу печальных прогнозов свидетельствовала череда увольнений по собственному желанию и в связи с переходом на другую работу высоких должностных лиц министерства. Однако, как водится, в самом ведомстве и в правительстве слухи о скорой реорганизации Минэкономразвития опровергали. Как ожидается, делением могут также заняться Минздравсоцразвития, Минобрнауки и Минпромэнерго. Последнее ведомство могут разделить на Министерство по промышленности и Министерство по энергетике. Эксперты называют несколько имен на должность будущего министра энергетики. В сценариях чиновников нынешнего главу Минпромэнерго Виктора Христенко пересадили в кресло руководителя одной из нефтяных компаний.

Надо признать, во всех слухах и прогнозах руководству ТЭК России отводится немалая роль. Это лишний раз подтверждает, что бизнес и власть в государстве тесно взаимосвязаны, а коль скоро "первая скрипка" в отлаживании системы власти принадлежит президенту, то и его интерес к бизнесу на углеводородах не случаен. Начало февраля принесло с собой ожидания скорых отставок глав "Транснефти" Николая Токарева и "Роснефти" Сергея Богданчикова. Первому прочат министерскую должность. Надо думать, талант и опыт управленца господина Богданчикова также не пропадут втуне.

Однако версия о том, что отставка правительства во главе с Виктором Зубковым в последней декаде февраля позволит избежать трехмесячного периода разброда и шатания в чиновничьей среде, неизбежно последовавшей бы после инаугурации, выглядит не слишком убедительной по ряду причин.

Во-первых, несмотря на частичные недостатки, система и команда исполнительной власти работают эффективно и способны обеспечить стабильность и гарантировать преемственность курса, как об этом говорят сами чиновники. В этом случае непонятна нервозность и ажиотаж в преддверии рокировки президента и вице-премьера, ведь перемена мест слагаемых на сумму не влияет.

Еще менее оправданным выглядит желание предотвратить сумятицу в чиновничьих головах. Вряд ли ожидания перемен способны повысить работоспособность чиновников в период выборов. Конечно, можно допустить, что чиновники не куют завтрашнюю победу, потому что и так уверены в результате, а потому время можно с пользой потратить на подготовку к пришествию нового премьера. Но обилие слухов, которыми этот процесс сопровождается, заставляет усомниться в том, что сами чиновники так уж осведомлены о том, за какую систему власти они пойдут голосовать 2 марта.

Выбор читателей