Утром игра – вечером деньги

Футбол в России год от года становился все более затратным. При этом наблюдается парадокс: мастерство игроков падает, а их материальные запросы растут




Пока самой "продвинутой отраслью" в целом убыточного российского футбольного хозяйства является агентский бизнес: здесь зарабатывают, а не "осваивают бюджеты". А каков вклад игроков в создание общего продукта?

Очевидно, что уровень мастерства российских футболистов не соответствует размеру их зарплат. Любой непредвзятый экономист может подтвердить, что это противоречие просто разорвет ситуацию изнутри, если ничего не предпринимать. Но для начала надо разобраться, в результате чего сложилось подобное положение дел.

После распада СССР Россия "унаследовала" членство в ФИФА и УЕФА, однако продолжательницей богатых традиций советской футбольной школы, к сожалению, не стала. Какое-то время выезжали на игроках, подготовленных в советскую эпоху. Это поколение Шалимова, Радченко, Мостового, Карпина, Онопко... К концу 1990-х обнаружилось, что старая гвардия уходит, а мощной подпитки в лице выпускников специализированных школ нет. Да и сами школы оказались в разобранном состоянии.

Это был период массового отъезда россиян за границу, причем чаще всего в не самые сильные клубы и чемпионаты. Их можно было удержать, предоставив соизмеримые зарплаты. На каком-то этапе деньги появились, и с тех пор вложения в футбол беспрерывно увеличиваются. Достаточно сказать, что в середине 1990-х клуб с пятимиллионным бюджетом мог смело ставить задачу завоевать золотые медали. Сегодня с $5 млн даже в первом дивизионе будешь балансировать на грани вылета.

За последние десять лет объемы финансирования выросли в среднем в 12 - 15 раз, приблизительно в такой же пропорции увеличились и зарплаты. Футбол год от года становился все более затратным. Таким образом, мы имеем дело с парадоксом: мастерство футболистов падает, а их материальные запросы растут.

Один специалист, побывав на нескольких открытых тренировках Гуса Хиддинка, поделился наблюдением: "Я понял, кто у нас в сборной самый техничный. Игорь Корнеев!" А потом пояснил, что бывший игрок, а ныне один из тренеров Корнеев, отрабатывая с подопечными те или иные тактико-технические действия, практически не допускал брака. В передачах был точен, в ударах по воротам – тоже. В отличие от своих молодых подопечных. Отметим, что лучшему футболисту и чемпиону СССР сезона 1991-го сейчас далеко за тридцать. Это к вопросу об уровне мастерства того и этого поколений.

Специалисты по ходу минувшего сезона неоднократно отмечали, что мы не можем найти два десятка игроков уровня сборной. Их попросту нет. Тактическая выучка хромает; уровень индивидуального мастерства невысок; к тому же обнаружились проблемы в физической подготовке – подавляющее большинство наших игроков не выдерживают современного темпа игры. Не нужно никаких замеров, это видно невооруженным глазом. Хиддинк говорит об этом с первых дней. Уже и анекдот на эту тему появился. Приезжает россиянин из Англии и рассказывает: "Представляете, пошел на стадион. Интересная игра, очень похожа на футбол, но только они там бегают". При этом наши "звезды", рассуждая о том, что упущено в России по сравнению с Европой, сетуют, что на Западе есть возможность зарабатывать не только футболом, но и за счет участия в рекламных проектах.

Задумаемся: почему, собственно говоря, наши игроки считают, что они заслужили право на этот источник дохода? Понятно, откуда ветер дует, ведь всем известно, что Роналдинью получает сумасшедшую зарплату под $10 млн, а от участия в съемках рекламных роликов – едва ли не в 2,5 раза больше. То же самое Бекхэм, про которого его бывший одноклубник по "Реалу" Гути как-то в сердцах сказал: "У нас в состав попадают не те, кто лучше играет, а те, футболки с чьим именем лучше продаются".

Никто не против того, чтобы российские футболисты хорошо зарабатывали. Но они должны понимать базовые вещи. Что первично? Игра. А так как футбол – игра командная, каким бы ты ни был выдающимся технарем или тактиком, если твоя команда все проигрывает, ни одна твоя майка нигде не продастся.

Тот же Бекхэм стал богат и популярен не потому, что природа наделила его смазливой внешностью, и не потому, что женился на известной певице. Он в составе "Манчестер Юнайтед" и "Реала" выиграл чемпионаты Англии и Испании, стал победителем Лиги чемпионов. От его баснословных доходов у любого закружится голова. Но каков изначальный посыл? Играйте в футбол! Выигрывайте, становитесь популярными! Тогда уже можно будет о чем-то говорить.

А что мы имеем с точки зрения бизнеса? Посредственный материал (звезд по европейским меркам нет), "себестоимость" которого в разы завышена, и наблюдается тенденция к тому, что она будет изменяться в сторону повышения. Как сделать конкурентоспособным такой "товар"? За счет чего он может окупиться?

Вывод один. Необходимо выработать общие правила игры на рынке труда. Должны пройти лицензирование клубы, открыться бюджеты (чтобы они были прозрачными, в том числе и для болельщиков), возрасти роль самих болельщиков, чтобы футбол не существовал, как сейчас, в отрыве от тех, для кого он создан. Одним словом, сначала игра – потом деньги!

Выбор читателей