За Касьяновым пришли в центральный офис

Расследование по факту подделки подписей сотрудниками региональных избирательных штабов несостоявшегося кандидата в президенты России Михаила Касьянова привело следователей в центральный офис НДС




Расследование по факту подделки подписей сотрудниками региональных избирательных штабов несостоявшегося кандидата в президенты России Михаила Касьянова привело следователей в центральный офис Народно-демократического союза (НДС). Сотрудников Следственного управления Следственного комитета России по Хабаровскому краю интересовали уже не только организация сбора подписей на территории подконтрольного региона, но и ситуация по всей избирательной кампании и особенно - ее финансирование. По мнению же самих руководителей избирательного штаба лидера НДС, речь идет о "фабриковании" общефедерального дела о подделке подписей в поддержку Михаила Касьянова.

Напомним, что процент бракованных подписей у кандидата Касьянова, по данным Центризбиркома, составил 13,36% при максимально допустимых 5%. При этом количество заведомо фальшивых подписей - 213, все остальные были забракованы из-за "некорректного оформления подписных листов или данных сборщиков подписей". Тем не менее ЦИК отказал Михаилу Касьянову в регистрации в качестве кандидата в президенты, а по фактам подделки подписей избирателей были возбуждены уголовные дела в нескольких субъектах федерации.

"Касьяновцы" сетуют, что в отношении их организации у ФСБ была ориентировка, тогда как никто не озабочен фальсификациями иных кандидатов. Дескать, "репрессии" в отношении членов избирательных штабов лидера НДС начались еще на стадии сбора подписей, а после сдачи подписных листов в Центризбирком сотрудники правоохранительных органов проверяли и опрашивали сборщиков подписей в поддержку Касьянова по всей стране. Естественно было предположить, что рано или поздно следователи доберутся и до головного офиса Народно-демократического союза. Самого Михаила Касьянова для беседы в органы пока не вызывали, но и за этим, как нетрудно догадаться, дело не станет.

Мало кто сомневается, что в ходе избирательной кампании к тем или иным хитростям и уловкам прибегают почти все избирательные штабы, не обладающие достаточным административным ресурсом. Лидер НДС как раз из тех, кто в избирательную кампанию 2007 - 2008 гг. пришел нежеланным, без административного ресурса, но с потенциалом связей и поддержки частью оппозиции внутри страны и со стороны зарубежных оппонентов действующей российской власти. Но больше, чем чинимые сотрудниками региональных избирательных комиссий и правоохранительных органов препоны, активной и эффективной работе штаба Михаила Касьянова помешало самолюбование самого лидера НДС.

В этом смысле ситуация сегодня такая же, как и в ходе выборов. В то время, когда коллег в регионах заставляют назвать фамилии тех, кто давал указание фальсифицировать подписи, руководители московского офиса выражают уверенность, что власть "агонизирует и тщетно пытается дискредитировать либеральную часть политического спектра".

Логичнее и понятнее было бы, если бы Народно-демократический союз и его лидер могли сослаться на поддержку тех самых двух миллионов избирателей, подписи которых они сдавали в ЦИК. Или хотя бы на 50 тысяч россиян, списки которых представляли для регистрации НДС в качестве партии. А то ведь западная поддержка, как свидетельствует история Отечества, для российских политиков не панацея.

К тому же, если следствие сумеет представить необходимые доказательства "злостного и намеренного" нарушения избирательного законодательства со стороны Михаила Касьянова, Западу нечего будет на это возразить. Профессионалы полагают, что установить преднамеренность фальсификации и сговор региональных штабов с кандидатом - дело техники.

Так что, если умысел Касьянова будет доказан, ему грозит крупный штраф или тюремное заключение. Если сговора со сборщиками подписей не было, к уголовной ответственности привлекут только "рабочих лошадок" кампании. В любом случае, демонстрация силы пойдет на пользу действующей власти. Для Михаила Касьянова важнейшей задачей становится обеспечение собственной свободы и безопасности. О реноме либерального гуру нужно будет беспокоиться позже.

Выбор читателей