Информвойны вступили в новую фазу

В России начался новый этап информационных войн, корни которых уходят в "лихие 90-е". Сегодня они трансформировались в корпоративные конфликты с разной степенью резонансности




В России начался новый этап информационных войн, корни которых уходят в "лихие 90-е". Об этом на прошедшей в Москве пресс-конференции "Возрождение практики информационных войн и трансформация методов их ведения. Причины и следствия" говорили политологи – генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов и президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

Дмитрий Орлов считает, что информационные войны, которые велись порой самыми грязными методами во времена активного передела собственности, сегодня трансформировались в корпоративные конфликты. Они ведутся как с прицелом на государственную власть, так и в интересах частных собственников. Самая масштабная информвойна, направленная против России, была связана, по словам Орлова, с прошлогодним конфликтом в Южной Осетии. Если бы эти события имели продолжение, сейчас "мы наблюдали бы совсем другое информационное поле и в мире, и в России", уверен политолог.

Валерий Хомяков разделил информвойны на внешние, в которых участвует государство, и внутренние - региональные. "В условиях, когда ресурсов становится меньше, а желающих их получить больше, информационные войны будут обостряться", - уверен эксперт. Хомяков утверждает, что не потеряли актуальность и выборные информационные войны.

Однако самая опасная информвойна, которая может представлять угрозу для всего государства, связана с попытками разбить тандем президента и премьер-министра. Фактов, свидетельствующих о том, что такая кампания ведется, Валерий Хомяков не назвал, но сказал, что определенные силы в стране "крайне заинтересованы в этом". С ним согласен Орлов, который причисляет к "опасным" информвойнам войны "по делегитимизации выборов, особенно президентских".

Михаил Виноградов представил "Рейтинг резонансности информационных конфликтов", подготовленный его фондом совместно с Агентством политических и экономических коммуникаций, и пообещал, что теперь подобные материалы будут готовиться раз в месяц. В нынешний рейтинг вошли самые заметные информационные войны за прошлый год, разделенные на четыре группы в зависимости от их эффективности: высокой, средней, низкой и отрицательной резонансности. В качестве одного из примеров была приведена кампания против сенатора от Тывы Сергея Пугачева, которую Михаил Виноградов отнес к войнам с "низкой резонансностью".

В прошедшем феврале на одной из пресс-конференций получили огласку материалы, якобы компрометирующие сенатора. "Сейчас становится очевидным, что материалы, обнародованные на пресс-конференции 11 февраля, недостоверны в значительной их части. Все представленные материалы были ксерокопиями, причем не самого хорошего качества. Теперь выяснилось, что эти материалы (или их часть) сфабрикованы для дискредитации Сергея Пугачева", - сказал Валерий Хомяков. Эксперт провел собственное расследование и получил достаточно подлинных документов, о том, что информация об отсутствии у сенатора высшего образования, ученых степеней кандидата технических наук и доктора технических наук, а также наличие судимостей не соответствует действительности. Валерий Хомяков продемонстрировал журналистам подтверждающие его слова подлинные документы, полученные по его запросу из правоохранительных органов. Политолог признал, что теперь отпала необходимость и в запросах в государственные и правоохранительные органы: "Мы их отзываем, для нас тема закрыта. Компрометирующих Сергея Пугачева документов нет".

Михаил Виноградов расценивает информвойну против сенатора как "элемент политической или экономической войны". "Раскалывая элиту и развязывая информационные войны в отношении представителей власти, в стране пытаются создать политический кризис", - заявил Дмитрий Орлов.

Выбор читателей