Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: "Вести" |
То, что, наконец, вынули грунт, хорошо. Только вот одна маленькая деталь: с момента начала работ прошло четыре года. Проектировщики отводили на выемку грунта несколько месяцев. Ну полгода, с учетом всей сложности работ. На четвертом году реконструкции, наконец, управились с этой задачей. Беспокойство, проявляемое сегодня общественностью, возникло действительно на пустом месте. Под Большим театром сегодня пустота - двадцатиметровая. На месте заднего фасада (так называемого Северного ) - пустота.
Надо укреплять фундамент? "Мы и так занимаемся этим, и, почему это стало сенсацией, не понятно, так как изначально укрепление было одной из главных задач", - продолжает Иксанов. Нет заднего фасада? "Его и не должно быть", - замечает в интервью "Известиям" нынешний главный архитектор реконструкции Юрий Стефанчук. А то, что зима впереди (которая в наших краях, как всем известно, каждый год наступает неожиданно), так это пустяки. К зиме закроем...
Впечатление иногда складывается такое, будто строят банальную дачу в 300 км от Москвы, а не реконструируют всемирно известный театр. Хотя даже для строительства дачи грамотный человек, заботящийся о своей безопасности и о безопасности своей семьи, пригласил бы тех, кто обладает достаточным опытом. Здесь же, по какой-то странной случайности, для проведения совершенно уникальных, не виданных прежде в мире работ, была приглашена компания, которая никогда раньше подземным строительством не занималась.
Проект реконструкции Большого изначально выглядел идеей сумасшедшей. Вот как рассказывает о начале работы над проектом научный руководитель строительства первый вице-президент Академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Александрович Ильичев: "Это историческое здание. Ему двести с лишним лет. По обследованиям оно на 50 процентов – аварийное. То есть 50 процентов конструкций не держат сами себя, если их тронуть, они могут упасть. Архитектурная идея, которая нам была дана как специалистам по фундаментам, следующая: под историческим зданием нужно построить яму глубиной 20 метров. Задача была авантюрная. Такого в мире нет, это уникальный проект. Правильно или не правильно - это второй вопрос. Но мы как технари выполняли эту задачу".
Как обычно устраивают новую сцену во всех театрах? Рубят здание по зрительному залу, разбирают заднюю часть, проводят там все необходимые работы и затем собирают заново. То есть, по распространенной у нас в последнее время терминологии, получается "новодел". Нужно понимать, что современный оперный театр или концертный зал – это предприятие по масштабам сравнимое с небольшим заводом. Это огромное количество габаритной техники, которую необходимо где-то разместить и затем правильно обслуживать. Те, кто видел после реконструкции театр Ла Скала, могут убедиться, что здание с задней стороны не просто перестроено, оно получило новый объем. Там же, где принято решение сохранить историческое место, просто строят совершенно новое здание. Как это было с Гранд-опера в Париже или с нашей Мариинкой.
В случае с Большим театром решили переплюнуть весь мир и сделать так, как никогда прежде не делали. Специалисты уверяют, что ничего невозможного в данном проекте нет, реализовать его можно. Только, во-первых, это очень дорого, во-вторых, работать должны исключительно опытнейшие специалисты.
Вячеслав Александрович Ильичев 35 лет проработал в НИИ оснований и подземных сооружений. Он знает буквально все о подземном строительстве. Практически во всех московских подземных проектах участвовал лично. Был научным руководителем строительства всей подземной части "Москва-Сити", а также первой крупной московской подземной стройки - торгового комплекса под Манежной площадью.
"Это была первая серьезная, крупная подземная стройка Москвы. Она сыграла огромную положительную роль - перестали бояться, - рассказывает Ильичев. - Но была и негативная роль. Крупная хорошая стройка породила ложную уверенность, что можно допустить и некую безалаберность, что запросто все сделаем. Это опасно". Чтобы как-то объяснить непрофессионалам специфику подземных работ, Ильичев приводит такие данные: горизонтальное давление грунта на стены котлована составляет половину от веса самого здания театра. "У обычных строителей, не подземщиков, нет привычки работать с такими боковыми нагрузками. В сейсмике, чтобы вы себе представляли, боковые силы, которые разрушают здание, составляют одну десятую от собственного веса. И то здание разрушается", - объясняет Ильичев.
При разговоре о Большом театре в голосе Ильичева появляются другие интонации. "Я боюсь делать какие-то обобщения, но на этой стройке что-то в системе управления нарушено, - осторожно констатирует он. - Я не на первой стройке работаю. Обычно достаточно поговорить с прорабом и вопрос снимается. Ну, в крайнем случае, - с руководителем стройки. Тогда это уже ЧП и вопрос снимается еще быстрее. Здесь... Два - три года говорим и пишем, прикладываем фотографии. Огромная стопка замечаний. Письменных. Раз в десять дней давался отчет о строительстве, плюс ежемесячный отчет. И так изо дня в день, из месяца в месяц три года. Уж если на это не реагируют, я считаю, ситуация чрезвычайная".
Первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомлекса Владимир Ресин был более эмоционален. "Я на 30 лет помолодел - давно такого бардака не видел!" - воскликнул он, побывав на стройке впервые.
Крупные московские компании, имеющие значительный опыт подземного строительства, изначально претендовали на участие в проекте, однако конкурс выиграла компания "СУИхолдинг", которая создала специально для проведения работ на площадке Большого театра подразделение "СУИПроект". На официальном сайте компании указан перечень реализованных крупных проектов, среди которых строительство административного комплекса зданий ОАО "Газпром", Центра православного наследия на территории загородной резиденции Московской патриархии, нового корпуса Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, теплоэлектростанции для ММДЦ "Москва-Сити", а также реконструкция неназванных "памятников архитектуры, являющихся символами центра столицы". Перечень заключается бодрым выводом руководителя компании Азария Лапидуса: "Я уверен, сегодня не существует ни одного проекта, который мы не в состоянии реализовать!". А через два года после начала работ в Большом театре он в одном из интервью уже заявлял, что является "человеком, специализирующимся на строительстве театров". Сегодня он известен еще и как автор художественных книг о жизни российских олигархов.
А пока руководитель компании-подрядчика оттачивал литературный талант, стройка превратилась в многолетний долгострой, в результате чего потребовалось личное вмешательство президента РФ и создание специальной комиссии. В качестве "команды спасателей" летом этого года были приглашены московские власти, им же поручено привлечь к строительству необходимое число профессионалов с опытом работы.
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты