У России наполеоновские планы

Правительство РФ мечтает о безвизовом пространстве от Атлантики до Тихого океана. Лейтмотивом официально пропагандируемой государственной политики становится курс на модернизацию и интеграция в мировое сообщество


Андрей Кудрин и Игорь Шувалов
ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Покончив" с кризисом, российские власти вновь решили оседлать своего любимого идеологического конька. Лейтмотивом официально пропагандируемой государственной политики становится курс на модернизацию, а также интеграция в мировое сообщество. "Наша цель – пространство без барьеров и визовых режимов от Атлантики до Тихого океана", – без лишней скромности заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, выступая вчера на первом пленарном заседании международной конференции "Россия и мир: Вызовы нового десятилетия".

Расширение рынков и усиление конкуренции будут способствовать активизации процессов модернизации, которая должна охватывать не только экономику, но все сферы жизни общества, уверен Шувалов. По его словам, действия правительства в последний год подтвердили верность курсу на поддержание макроэкономической стабильности. "Мы не только не отступаем от планов по модернизации, но и активизируем эту работу", – подчеркнул вице-премьер.

Однако для успешного проведения реформ нужна гарантия того, что правительство будет следовать взятым на себя обязательствами, отмечает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. "Главная проблема с ресурсной зависимостью российской экономики – не то, что она зависит от нефти или от цен на нефть (в конце концов, макроэкономические проблемы Россия научилась решать с помощью резервного фонда), главная проблема – в головах. Сегодня очень высока вероятность повторения того, что происходило в СССР в последние годы", – предупреждает эксперт. По его мнению, аналогичные реформы в Восточной Европе более или менее удались потому, что у всех стран был некий внешний якорь, то есть и политикам, и населению было понятно, куда они идут. Стремление РФ к интеграции с Белоруссией и Казахстаном, а также со странами ЕС могло бы стать подобным якорем для России – не таким сильным, как у стран Восточной Европы, но все же позволяющем обеспечить выполнение реформ.

Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в способности российского правительства справиться с поставленными задачами. Так, президент Института экономического анализа Андрей Илларионов считает, что представители высшей государственной власти пропустили реальное начало восстановления отечественной экономики (по его оценкам, это случилось в марте – мае 2009 года), что свидетельствует об их некомпетентности. Более того, из-за запоздалого внедрения антикризисных мер наметившийся экономический рост вновь пошел на снижение.

"Государство резко увеличило издержки ведения бизнеса в стране. Эти издержки складываются из многих элементов, начиная от уровня тарифов, от уровня издержек, связанных с реальным валютным курсом, до отсутствия либерализационных мер и включая разнообразные дополнительные прямые налоги и квазиналоги, которые накладываются представителям силовиков на ведение бизнеса в нашей стране, – поясняет бывший советник президента РФ. – Все это дает так называемый совокупный уровень издержек, выдержать который российские предприятия не в состоянии. Естественно, они вынуждены сворачивать свои производства здесь и уходить в другие места. Этим и вызвано бегство капиталов и финансовых средств и людей с территории России. Собственно, это демонстрация того, насколько тяжелыми являются условия ведения бизнеса в стране".

Вызывают скептицизм и громкие слова об интеграции на фоне тлеющего газового конфликта с Украиной и обострившегося нефтяного спора с Белоруссией. "Если интеграция существует на бумаге в виде создания неких административных структур, различных органов, которые будут всегда занимать различные места, то мы всегда были большими специалистами, чемпионами по этому делу. Если говорить о нормальной жизненной интеграции, то ни одна административная интеграция не выжила. Успешными оказались те интеграции, которые происходили на здоровой основе частного бизнеса. А создание разнообразных административно-государственных структур при наличии принципиальных различий в политико-административной культуре стран, претендующих на такую интеграцию, – это невозможно. Для успеха интеграции экономики должны быть свободными, а страны – демократическими", – констатирует Андрей Илларионов.

Выбор читателей