По ком звонит рында

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев не первый раз отвечает на вопросы о своей возможной отставке, и каждый раз пытается переложить ответственность за подобное решение на кого-то еще


ФОТО: Вести.ru



Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев не исключает возможности своей отставки по результатам проверки Следственным комитетом обстоятельств трагедии в Крымске. Об этом он заявил, отвечая на вопросы журналистов, хотя обещание "соизмерять решения с оценкой Следственного комитета" звучит слишком расплывчато, чтобы говорить о каких-то конкретных обязательствах. Ткачев уже не первый раз отвечает вопросы о своей возможной отставке, и каждый раз пытается переложить ответственность за подобное решение на кого-то еще: "если потребуется, суд примет решение", обещал он раньше. Будучи опытным политиком, он прекрасно понимает: такие решения принимаются в Москве, а вовсе не в Краснодаре.

Москва между тем изо всех сил пытается нейтрализовать последствия катастрофы. Все пострадавшие получили или получат единовременную материальную помощь (10 тыс. рублей) и 150 тыс. компенсации за потерю имущества. Взамен разрушенных домов построят новые, оставшимся без крыши над головой горожанам уже предложено 927 квартир в разной степени готовности, отрапортовал вчера министр регионального развития РФ Олег Говорун. На компенсацию потерь, которые понесли предприниматели города, выделено 350 млн рублей. Более того, по некоторым данным, автостраховщиков просят выплатить жителям Крымска компенсации ущерба за автомобили, не застрахованные по КАСКО. И ведь никуда не денутся – заплатят!

Однако очевидно, что одними только деньгами тут не обойтись. Речь идет не просто о стихийном бедствии, а о том, что администрация не справилась со своими прямыми обязанностями: располагая информацией о возможной катастрофе, не смогла вовремя предупредить людей и обеспечить их безопасность. В 2010 году – по следам лесных пожаров – премьер Владимир Путин был вынужден отвечать на гневный пост пользователя Live Journal из Твери, требовавшего вернуть в его деревню пожарную рынду, которую заменили на неработающий телефон. Юзер top_lap жестко раскритиковал действия властей по борьбе с пожарами и высказался в том смысле, что если чиновники не справляются со своими обязанностями, то пусть убираются куда подальше и не мешают людям жить. Путин обещал блогеру, что "при наличии адреса" автор письма может незамедлительно получить ту самую рынду, и слово "рында" с тех пор прочно вошло в политический обиход.

И теперь кто-то должен ответить за отсутствие механизма оповещения – проще говоря, все той же пресловутой рынды – уже в Крымске. Не наказать каких-нибудь чиновников в данном случае просто невозможно. Пока что главными стрелочниками назначены руководители муниципального уровня – мэр Крымска Владимир Улановский, уволенный со своего поста глава Крымского района Василий Крутько и руководитель районного подразделения МЧС Виктор Жданов. Чиновники задержаны по обвинению в халатности – они, по версии следствия, "не определили возможных масштабов стихийного бедствия, не выполнили возложенные на них обязанности по своевременному и надлежащему оповещению населения об опасностях, возникающих при чрезвычайной ситуации природного характера, и эвакуации его в безопасные районы". Такая мера выглядит явно чрезмерной (ну куда, в самом деле бежать мэру города и МЧСовцу?), но в данном случае работает уже не уголовное законодательство, а законы госпиара.

Вопрос – будет ли эта ритуальная жертва расценена как достаточная. В конце концов, все прекрасно понимают, что в нынешней системе управления муниципальная власть лишена почти всех полномочий и практически бесправна. И что списывать трагедию исключительно на разгильдяйство местных властей в регионе, где наводнения бывают как минимум раз в пятилетку (уж никак не раз в тысячу лет, как утверждает Александр Ткачев), просто несерьезно. Поэтому в СМИ активно обсуждается вопрос о вероятной отставке самого Ткачева. Не стоит забывать, что репутация губернатора уже изрядно обременена скандалом вокруг событий в станице Кущевской. Тогда удалось обойтись "малой кровью" – в отставку отправился глава краевого департамента по взаимодействию с правоохранительными органами Валентин Бурлаченко. Окажется ли достаточно подобного жеста сейчас?

Не исключено. В конце концов, в России репутация – далеко не основной фактор, определяющий судьбу политика. Точнее, при отсутствии прямых и честных выборов решающее значение играет скорее то, как политика оценивают в Кремле. А с точки зрения Кремля краснодарский губернатор обладает целым набором достоинств, которые перевешивают любой репутационный ущерб. Прежде всего, он способен обеспечить электоральную управляемость сложным регионом и делает это на протяжении всех последних лет (на парламентских выборах "Единая Россия" получила в регионе более 56% – на 7% выше, чем в среднем по стране; результат Путина на президентских выборах составил 64% – на 12% лучше среднего). Кроме того, Ткачев плотно задействован в организации строительства олимпийских объектов в Сочи, и его уход может отразиться на олимпийском проекте. Не случайно краснодарский глава оказался в числе губернаторов, срочно переназначенных на пост перед введением губернаторских выборов. А также получил "федеральную" должность спецпредставителя президента по Абхазии.

Одним словом, в системе ценностей действующей власти увольнение Ткачева выглядит скорее контрпродуктивно и может быть воспринято как слабость. Кроме того, такой сигнал вряд ли был бы понятен бюрократии, чья власть зиждется на круговой поруке. Поэтому губернатора, пересидевшего кущевский скандал, по вей видимости, не смоет и наводнение, поглотившее Крымск.

Выбор читателей