Британцы взялись за сланцы

Великобритания готова повторить опыт США, устроив собственную газовую революцию. России, привыкшей считать европейский газовый рынок своей вотчиной, есть о чем задуматься


Фото: AP



Власти Великобритании надеются совершить энергетический рывок, обеспечив страну газом по тому же алгоритму, что и США. Чудом, которое решило бы энергетические проблемы Соединенного Королевства, должна стать массированная добыча сланцевого газа.

С этой целью власти готовы гарантировать энергетическим компаниям "самый льготный в мире налоговый режим" – с таким заявлением выступил недавно министр финансов Великобритании Джордж Осборн. Предположительно, ставки налога на прибыль для производителей сланцевого газа могут быть снижены с 62% до 30%.

Административным образованиям, на территории которых планируется добывать сланцевый газ и нефть, обещают выплачивать специальную премию в размере 100 тысяч фунтов стерлингов на каждую пробуренную скважину, а также 1% от выручки компаний, добывающих сланцевый газ.

Великобритания обладает одними из крупнейших в Европе залежами сланцев, способных обеспечивать все газовые потребности страны на протяжении 100 лет. По оценке Британской геологической службы, на севере страны, в Боуленде, в сланцевых залежах может содержаться до 1,3 тыс. трлн куб. м природного газа.

На сегодняшний день Великобритания является единственной страной ЕС, не на словах, а на деле приступившей к разработке сланцевых месторождений. Действовавший ранее мораторий на соответствующие технологии добычи был снят в декабре прошлого года. Долгое время технология гидравлического разрыва пластов находилась под запретом из-за своей неэкологичности. Поводом для возвращения к гидроразрывам послужили, с одной стороны, растущая потребность страны в голубом топливе, с другой – появление более щадящих способов их использования. Не удивительно, что в 2014 г. в добычу нефти и газа в королевстве будет вложено до $21 миллиарда.

Если британским энергетическим компаниям удастся повторить то, что в свое время смогли сделать их американские коллеги, расстановка сил на европейском энергетическом рынке сильно изменится. Быстрое появление дополнительных объемов газа способно сначала возместить потери, вызванные снижением добычи классическим путем, а через некоторое время и полностью покрыть потребности страны в данном продукте.

Учитывая пример США, где добыча сланцевого газа росла лавинообразно, можно предположить, что изменение энергетического баланса в Европе также будет идти достаточно быстро. Это станет головной болью для России, на протяжении десятилетий считающей европейский газовый рынок своей вотчиной.

Впрочем, не факт, что идеи британских властей могут быть легко реализованы на практике. Так, например, в одной из крупнейших британских энергетических компаний – ВР – полагают, что в течение двух следующих десятилетий развитие производства сланцевого газа в Европе не компенсирует снижения добычи газа обычного. По мнению главного экономиста ВР Кристофа Рюля, разработка сланцев будет вестись крайне ограниченными темпами. "У Европы много проблем: экологические проблемы, прямые запреты на гидроразрыв пласта, отсутствие инфраструктуры и давняя традиция не обращать внимание на объемы импорта", – считает он. К тому же, соответствующая инфраструктура в Старом Свете развита значительно хуже, чем в США, и для преодоления этого разрыва потребуется достаточно продолжительное время. По подсчетам Рюля, сланцевый газ начнет играть определенную – впрочем, незначительную – роль в энергетическом раскладе только ближе к 2030 году.

Вполне возможно, что главный экономист BP прав в своих выводах и Европе предстоит ждать сланцевой революции еще не один год или даже десятилетие. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов то, что сокращение добычи обычного газа становится мощнейшим стимулом для поиска новых технологий и решений в части его получения. В той же Америке незадолго до начала сланцевой революции мало кто предполагал, как быстро и как круто изменится ситуация за считанные годы.

Выбор читателей