Каспаров спешит в постпутинскую страну

Оппозиционер в эмиграции мечтает о смене правящей власти в России. Он спит и видит новую Конституцию, Учредительное собрание, Временное правительство и призывает оппозицию не упустить свой шанс

Гарри Каспаров, вот уже несколько лет предпочитающий наблюдать за Российской Федерацией из заокеанского далека, опубликовал на сайте "Радио Свобода*" очередную "программную" статью под громким заголовком "Неизбежность исторического выбора", в которой излагает свое видение устройства власти в стране после ухода Путина. Правда, сам автор уже в первых строках нивелирует ценность своего анализа заявлением, что невозможно предсказать, как именно будут происходить изменения в России.

Фото: Zuma/ Global Look

Но вернемся все же к картине будущего страны, описываемой оппозиционером-эмигрантом, которая, по его утверждению, сложилась у него на основе "большого объема информации о режиме и накопленного исторического опыта падения различных диктатур".

По его мнению, в обществе назревает социально-экономический кризис, он провоцирует народ на массовые выступления и неминуемо приведет к тому, что Путин будет отстранен от власти.

Каспаров уверен: вслед за нынешним президентом придет кто-то из его окружения. При этом он делает странное замечание: "Не важно, будут это либералы или силовики" и тут же оговаривается, что власть они получат в результате победы на выборах. Такой сценарий, по его мнению, имеет "стопроцентную вероятность". Что-то не сходится у автора прогноза: странно, согласитесь, лишить доверия главу государства, чтобы тут же отдать бразды правления его соратникам.

Чтобы не допустить прихода к власти сторонников нынешнего президента, оппозиция должна будет надавить на новое правительство, которое, как считает автор-реформатор, "еще не успеет закрепиться и будет крайне уязвимо", и навязать ему свой сценарий. Заключается он в следующем: "перезагрузку" государства, по убеждению Каспарова, должно осуществить Учредительное собрания, задача которого - "решить фундаментальные вопросы о форме правления и форме государственного устройства будущей России, принять новую Конституцию, критически необходимые законы о люстрации и десоветизации, а также утвердить новое избирательное законодательство".

Но и тут мыслитель-оппозиционер не обходится без оговорки: Учредительное собрание не может быть избрано немедленно после падения режима, поскольку отсутствует запрос общества на политические реформы. Более того, как констатирует оппозиционер, "значительная часть общества либо просто не знает о существовании каких-либо оппозиционных сил, помимо партий "системной оппозиции", либо считает их "пятой колонной" на службе враждебных России сил".

Ну а коль скоро места Учредительному собранию в политической системе пока нет, его должен заменить некий суррогат в виде Временного правительства, которому Каспаров отводит всего полтора года жизни и которое за этот срок должно фактически совершить реформу государства.  Заметим для опирающегося на "исторический опыт" оппозиционера, что в 1917 году Временному правительству хватило и восьми месяцев, чтобы доконать царскую Россию (историческую преемственность которой он, якобы, жаждет возродить) и создать условия для прихода к власти столь ненавистного гроссмейстеру большевистского режима.

Есть и еще несколько занимательных моментов: как становится понятно из статьи, персональный состав Временного правительства будет определяться исключительно несистемной оппозицией. Кроме того, первому "призыву" Учредительного собрания ставится задача принять новую Конституцию. Но, сделав свое дело, мавр должен уйти: люди, на которых гражданами будет возложена столь высокая ответственность, не смогут принять участие в следующих выборах. Иначе, как опасается Каспаров, они могут написать главный документ страны "под себя". Согласитесь, не слишком высокий уровень доверия к своим соратникам – ведь именно они, по мысли реформатора, должны занять основную часть мест в Учредительном собрании.

В соцсетях уже развернулось активное обсуждение очередной политической программы шахматного короля. Приведем один из комментариев:

"Симптоматичны тут, пожалуй, несколько вещей, которые свойственны всем российским либералам, поголовно почему-то прозападно настроенным. Такими идеями дышит ведь сейчас не только Каспаров, вся либеральная оппозиция, каждую копейку в снижающемся курсе рубля или каждый акт социального недовольства, воспринимает как камень в огород правящего режима.

Вещь первая. Дворцовый переворот под давлением социально-экономического коллапса. Понятно, что российской экономике сейчас ой как до коллапса далеко, и говоря об этом как о неизбежности, Каспаров изрядно притягивает "за уши" все компоненты этого сюжета. Сама идея дворцового переворота, греет душу оппозиционерам, причем непонятно почему. Понятно, что при таком раскладе они вновь окажутся за бортом.

Вещь вторая. Переходный период. Учредительное собрание и прочие демократические прелести. Романтичная идея о созыве Учредительного собрания, преследует умы российской интеллигенции уже несколько столетий. В 1917 году, эта идея была со скрипом реализована, но приказала долго жить, и сначала собрание было разогнано со знаменитой фразой "Караул устал", а протест в его поддержку и вовсе был расстрелян. Это вовсе не значит, что история повторится, но вот откуда оппозиционер решил, что из ниоткуда возьмется легитимное, избранное на честных и конкурентных выборах. Кто будет обеспечивать честность выборов? Кто в них вообще будет участвовать (эпический фейл координационного совета оппозиции мы помним)? Что делать с радикальными, экстремистскими силами, которые уже набирают силу в России, и пришли к власти в Украине?

Вещь третья. Заключается в том, что адекватной оппозиции в России нет. Прыгающие по площадям провокаторы, такие есть. А оппозиции, готовой предлагать адекватную альтернативу власти - таких нет. А потому и в опусе Каспарова о руководящей роли оппозиционеров в смене власти нет ни слова. Сыграть на слабости правительства - такое есть. А вот мобилизовать сторонников, предлагать повестку, или участвовать в выборах - такого нет.

Вещь четвертая, бонусная. Пиетет перед девяностыми. Девяностые - первый и пока что последний период российской истории, при котором у власти находились либералы. Потому в поисках реальных исторических примеров, либералы нынешнего призыва, вынуждены обращаться к ним. Доходит до абсурда. Цитирую: "... тогда Ельцин как всенародно избранный президент, а также система сформированных в результате сравнительно свободных выборов советов народных депутатов разных уровней смогли обеспечить относительно плавный переход страны в новую политическую реальность". Ну, если распад мировой державы, расстрел Белого дома, чеченские войны экономический коллапс - это плавный переход, то желаю вам с таким переходом и дальше жить в США, и в Россию не соваться…".

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей