Казаки-разбойники штурмуют XXI век

Лето не пройдет даром даже без курорта: можно совершить путешествие и испытать необыкновенные приключения в родном городе. Мастерство организаторов квестов раскрасит жизнь яркими красками

Квесты в реальности вроде бы только что выглядели экзотикой, и вот уже все вокруг о них говорят, делясь впечатлениями от новых приключений. С каждым днём всё труднее найти тех, кто ещё не испытал на себе этот вид развлечений.

Фото: Александр Рюмин/ ТАСС

Кто-то сбегает из тюрьмы, кто-то спасает авиалайнер с сотнями пассажиров на борту, оставшийся без управления, кто-то исследует логово маньяка, ежесекундно ожидая встречи с его разгневанным хозяином, кто-то оказывается во плоти во вселенной любимой кино- или книжной саги. Сегодня разнообразие предлагаемых сценариев таково, что в крупных городах на прохождение всех возможных квестов придётся потратить недели и месяцы (если поставить себе целью попробовать всё, что предлагает местный рынок развлечений).

Корреспонденту "Утро.ру" удалось поговорить с одной из участниц такого квеста, Анной Симаковой. Вместе с коллегами по работе она отправилась в лабиринт, полный тайн и загадок.

"Подземелье, в нем лабиринт (металлические стены), кромешная тьма, на каждого участника только один красный фонарик (в смысле - с красным светом), - рассказывает Анна. - Нужно отыскать 13 металлических шаров, они спрятаны в лабиринте, во всяких потайных местах. Иногда это просто тайная ниша в стене, чаще - головоломка, которую нужно разгадать и командой выполнить. То есть, один игрок, допустим, с одной стороны стены магнитом поднимает шар к выходу, с другой стороны стены второй игрок ведет шар по ходам лабиринта внутри клетки".

Представьте себе: тьма, которую прорезают красные лучи фонарей. Глухой звон металлических шаров, которые двигаются внутри стен. Отчаянные попытки игроков действовать как можно более согласованно, чтобы провести очередной шар к цели. Вот он уже близко, вот он уже почти в руках команды… но тут за металлической стеной у игрока, держащего магнит, дрогнули руки, и шар, сорвавшись, катится обратно: извольте начинать всё заново.

Уже одного этого достаточно, чтобы представить себе атмосферу, царящую в подземелье. Плюс - не забывайте, на покорение квеста отводится определённое время (чаще всего один час). Не успели – добро пожаловать в проигравшие.

Но это -подземелье. А что такое подземелье в представлении наших предков? Правильно - царство мёртвых.

И потому тот, кто считает, что ему предстоит столкнуться только с головоломками, серьёзно ошибается.

"Всякие чудища-мертвецы выскакивали из-за стен, хрипели и стучали железными палками по стенам лабиринта, плюс музыка соответствующая. Она еще к тому же глушит переговоры тех участников группы, кто идет недалеко по лабиринту, - продолжает делиться впечатлениями Анна. - Мы все чуть не обделались, когда первый раз увидели мертвеца. Умом ты понимаешь, что это актёр в гриме, но когда сначала в темноте рядом с собой слышишь натужный хрип – очень низкий, люди так хрипеть не должны - а потом фонарик показывает тебе эту рожу, то орёшь и отпрыгиваешь в сторону, как миленький".

Впечатления, которые они получили в лабиринте, Анна называет прекрасными. Сначала было страшновато, но затем азарт взял верх, и близкое соседство с зомби перестало тревожить – тут бы шары достать из лабиринта, а мертвец… да пусть его, ведь не нападает же.

Это приключение было для Анны первым знакомством с квестом в реальности. Спустя несколько месяцев она признаётся, что с удовольствием вспоминает о каждой минуте, проведённой в подземном лабиринте, и хочет получить новые впечатления от других квестов.

Тут стоит добавить, что квесты – не единственная нынче популярная игра в российских городах, больших и не очень. Своё место под солнцем стремительно отвоёвывает "Мафия". Да-да, та самая: "Наступает ночь, все жители закрывают глаза. Теперь просыпается мафия…".

В том же "Яндексе" попробуйте ввести "Мафия играть в", и тут же выпадет список наиболее популярных запросов, в которых будут перечислены многие российские города, жители которых хотят с удовольствием провести время вместе с такими же, как они, любителями этой интеллектуальной и очень азартной игры. Для "Мафии" снимаются кафе, организовываются клубы по интересам, и так далее, и тому подобное. Новички с интересом знакомятся с классической версией игры, где есть только мирные жители, комиссар Катани (или, например, следователь Знаменский) и сами мафиози. Более опытные игроки шлифуют мастерство в расширенных версиях, где могут появляться маньяки-убийцы, священники, врачи, и другие персонажи.

Всё ещё думаете, это просто салонная командная игра, и только? Но в сентябре этого года в Берлине состоится чемпионат Европы по классической "Мафии". В нём примут участие шесть команд – чемпионы своих стран.

Откуда такой спрос на все эти приключения – квесты в реальности, командные игры? Об этом надо спросить не нас, взрослых, а наших внутренних детей. Тех самых, которых мы почти всегда игнорируем в нашей серьёзной и ответственной жизни.

Что же расскажут нам внутренние дети?

А внутренние дети расскажут, что здорово соскучились по настоящим играм – тем, что были в нашем детстве. Квесты в реальности – новый вид развлечений, говорите? А про "Казаков-разбойников" помните? А про "войнушку", где любая палка становилась то мечом, то автоматом, кусты во дворе превращались то в блиндаж фашистов, то в средневековую крепость, а сценарий мы сами создавали и воплощали на ходу? "Ты убит! – Нет, ты убит!", - и разгорались яростные споры, эмоции перехлёстывали через край. А после того, как игра заканчивалась, мы, дети, ещё долгое время обсуждали её между собой – по крайней мере, до начала следующей игры.

Потом пришло другое время, наступила эпоха компьютерных развлечений. Но и те, кто был детьми в это время, тоже знают, что такое командная игра: когда высокоскоростной Интернет ещё не появился в каждом доме, в городах большую популярность имели компьютерные клубы. В комнатах и залах, где стояли десятки компьютеров, собирались любители таких игр-"стрелялок", как "Counter-Strike", "Quake", "Unreal Tournament" и других, подобных им. Игроки делились на команды, и в локальной компьютерной сети клубов начинались жаркие схватки – по сути, та же "войнушка", только на мониторах компьютеров.

Приходили в клубы и другие игроки – те, что в начале двухтысячных стали поклонниками только зарождавшегося нового направления игр – онлайновых ролёвок, патриархом и самым ярким представителем которых на долгое время стал "Бойцовский клуб", открывшийся в 2002 году. Идея, что можно, управляя своим персонажем, сразиться на средневековом оружии с человеком, сидящим у монитора где-нибудь в Австралии, Англии, или какой-нибудь другой стране, покорила умы многих тысяч человек. Но в "Бойцовском клубе" "бкшники" - так называли себя игроки – не только воевали. Фактически, это получился целый виртуальный мир – уникальное для тех лет явление в мире компьютерных развлечений. Люди объединялись в кланы, люди отыгрывали пути Света, Тьмы и Нейтральной силы, люди знакомились, влюблялись и играли виртуальные свадьбы (которые - такое бывало не раз! - оказывались предтечами свадеб в реальной жизни, пусть даже влюблённые поначалу жили в разных городах). Наконец, люди творили: писали стихи, рассказы, песни, создавали короткие мультфильмы и видеоролики про клуб. По мотивам "Бойцовского клуба" была написана и опубликована трилогия Александра Чубарьяна (одного из игроков БК в то время) "Хакеры", "Хакеры. Точка невозврата" и "Хакеры. Миллион для идиотов", выходили и сборники рассказов об игре.

Несколько позже такого же литературного оформления удостоилась другая онлайн-игра – "S.T.A.L.K.E.R.", эксплуатирующая идею произведения "Пикника на обочине" братьев Стругацких в рамках Чернобыльской зоны. Серия повестей и рассказов по этой игре стала очень успешной, книги (как начинающих авторов, так и уже известных писателей) выходили несколько лет подряд.

Но каким бы реалистичным и ярким ни был мир игры на экране монитора, он всё равно остаётся плоским. Даже самое яркое воображение перенесёт своего хозяина в виртуальную вселенную только отчасти. А человеку - и, в первую очередь, его внутреннему ребёнку – хочется полного погружения. Хочется азарта, хочется веселья, хочется забыть о взрослом мире хотя бы на какое-то время – ведь нервной системе, чаще всего сжатой в пружину в обычной жизни, тоже требуется разгрузка и перезарядка.

Квесты в реальности и салонные командные игры предоставляют людям такую возможность – которая, согласитесь, куда лучше и полезнее для организма, чем снятие стресса через употребление алкоголя и некоторые другие, давно известные способы. На час или даже больше человек получает шанс стать кем-то другим: искателем сокровищ, детективом, идущим по следу маньяка, ловким заключённым, желающим выбраться из тюрьмы, или ещё каким-нибудь героем - благо, нынешнее разнообразие квестов в реальности способно удовлетворить, кажется, любые предпочтения.

Вы остались на выходные в городе и считаете, что вам нечем заняться? Вы ошибаетесь.

Выбор читателей