Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Продолжающаяся реализация "Газпромом" газопровода "Северный поток - 2" ставит в тупик его противников. С одной стороны, их беспокоит, что в результате его прокладки Украина лишится более $2 млрд в год транзитных доходов. А с другой - среди критиков проекта нет ни одной страны, которая зависела бы от капризов украинского "Нафтогаза". Фото: Zamir Usmanov/ Russian Look
Так или иначе, в борьбе против "Северного потока - 2", который будет проложен по дну Балтийского моря до Германии, активно участвует Латвия. Глава ее внешнеполитического ведомства Эдгар Ринкевич заявил, что новый газопровод представляет из себя угрозу безопасности во многих аспектах, пишет "Свободная пресса".
По его словам, газопровод угрожает окружающей среде. Кроме того, Россия, дескать, захочет охранять трубу от террористов, и в результате армия РФ освоит балтийское пространство. Кроме того, министр признал, что "Северный поток - 2" создаст проблемы для Украины.
В том же ключе высказался еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете. Он также поддержал транзит российского газа через Украину и отметил, что "Северный поток - 2" "не вполне соответствует нашим целям". Европейский рынок газа достаточно крепок, чтобы обойтись без него, утверждал Каньете. "С коммерческой точки зрения мы не видим логику дублирования мощностей, когда есть мощности в "Северном потоке", - отметил еврокомиссар.
А по высказываниям президента Литвы Дали Грибаускайте, с помощью газопровода Россия стремится навредить Украине, а также расколоть Европу.
Однако Киев, утверждающий, будто Украина переплачивала "Газпрому" за голубое топливо, намерен выиграть иск к "Газпрому" в Стокгольмском арбитраже, хотя Литва аналогичный иск уже проиграла, но решила продолжить судебную тяжбу.
Но транзит через Украину может вообще прекратиться, так как "Северный поток - 2" по плану вступит в строй уже в 2019 году.
В действиях российского газового концерна есть своя логика: обеспечить надежный транзит в Европу и уберечь свой собственный бизнес от неприятных сюрпризов со стороны Украины. И эту логику разделяют многие. В частности, Ангела Меркель стремится к реализации этого проекта, который заодно резко усилит экономическое влияние Германии на континенте. Этому сопротивляются Польша и страны Балтии, хотя и понимают, что транзит через Украину ненадежен, в том числе из-за крайне нестабильной внутриполитической ситуации и действий местных радикалов, уже перекрывающих железнодорожную связь с Россией.
Однако Киев по-прежнему держит в напряжении и "Газпром", и Европу. На днях глава "Газпрома" Алексей Миллер сделал заявление о том, что "риски надежности транзита российского газа для европейских потребителей через территорию Украины сохраняются", подчеркнув, что такая ситуация вызывает опасения.
Он обратил внимание, что европейские потребители стабильно наращивают импорт, а запасы газа в украинских газохранилищах тают на глазах. По оперативным данным "Нафтогаза", сейчас в них находится 8,3 млрд куб. м, то есть на 17,4% меньше, чем годом ранее. А реально активного газа в хранилищах около 800 млн куб. м, причем впереди еще больше месяца отопительного сезона.
История взаимоотношений между Киевом и "Газпромом" представляет собой сплошные скандалы. Украина не платила в соответствии с контрактом, а также несанкционированно отбирала газ из экспортной трубы.
Однако сопротивление прибалтов вряд ли остановит проект. Сегодня под давлением Варшавы из совместного предприятия "Северный поток - 2" вышли компании Shell, Engie, OMV, E. On и Wintershall.
Несмотря на это, "Газпром" выкупил их доли и готов реализовывать проект в одиночку, как заявил в интервью газете Financial Times заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев. Финансовая модель финансирования проекта должна быть представлена до конца марта, сообщает "Прайм".
Вопреки санкциям, "Газпрому" удается привлекать кредиты. В частности, в конце февраля был одобрен пятилетний кредит французского Credit Agricole в размере €700 миллионов. В конце 2016 г. концерн размещал еврооблигации в евро и швейцарских франках под 3,125% и 2,75% соответственно.
Многим военным надоело происходящее